Очередность списания денежных средств с расчетного счета: инструкция. Изменения в ст.855 ГК РФ об очередности списания денежных средств Очередность платежей статья 855

Является последовательностью снятия финансов по нескольким документам, дата погашения которых наступила. В норме предусмотрено два правила ее определения. Рассмотрим далее статью 855 ГК РФ в новой редакции.

Общие правила

При наличии на р/с суммы, достаточной для погашения всех предъявленных требований, снятие производится в порядке поступления распорядительных и иных документов. Такая очередность списания денежных средств со счета называется календарной. Это правило действует, если иное не предусматривается законодательством. В случае недостаточности суммы устанавливается другой срок исполнения обязательств.

Некалендарная последовательность

При недостаточности суммы на р/с погашение задолженности осуществляется в первую очередь по исполнительной документации, предусматривающей перечисление/выдачу для удовлетворения требований о компенсации вреда, нанесенного здоровью/жизни, а также о взыскании алиментов. После этого производится отчисление выходных пособий и зарплат лицам, работающим либо работавшим по контракту, вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда. В третью очередь списание осуществляется по расчетным документам, предусматривающим выдачу/перечисление оплаты труда лицам, задействованным на предприятии в соответствии с договором, поручениям контрольных органов на погашение задолженности перед бюджетом. К последней, в частности, относят просроченные налоги и сборы, а также страховые взносы. В четвертую очередь осуществляется списание сумм на удовлетворение прочих требований. После этого осуществляется погашение задолженностей по мере поступления документов.

Разъяснения

Правила, сформулированные в норме, распространяются как на расчетный счет для ООО (кредитной организации), так и на его клиентов. Первое положение действует в случаях, когда суммы на р/с достаточно для удовлетворения всех предъявленных требований. В этой ситуации погашение осуществляется в порядке поступления документов, если срок исполнения обязательств наступил (при акцептной форме или при наличии указания на дату в самой бумаге). Исключения из данного правила могут предусматриваться в законодательстве.

Второе правило

Оно распространяется на случаи, когда суммы для погашения всех требований недостаточно. Для корректного применения последовательности, установленной в ст. 855 ГК РФ, необходимо принимать во внимание судебную практику и другие нормы. Первая и вторая группы требований определяются абзацами 2 и 3 пункта второго. Абз. 4 Постановлением КС признан несоответствующим конституционным положениям. Согласно ч. 3 ст. 79 ФКЗ № 1, нормы, противоречащие Основному Закону, теряют силу. Необходимо помнить, что КС при принятии постановления руководствовался необходимостью осуществлять погашение задолженности по зарплате и перед бюджетом одновременно. Так как соответствующие изменения в ГК не внесены, отсутствие третьей группы отчислений каждый год восполняется федеральным законом о госбюджете.

Нюансы нормы

Расчетный счет для ООО выступает в качестве фонда, в котором концентрируется капитал, предназначенный для расходования на различные нужды. В их числе - оплата труда, обязательные отчисления в бюджет, страховые взносы. В соответствии со ст. 855 ГК РФ, снятие этих сумм осуществляется после погашения задолженностей, указанных в абз. 1 и 2. Из данного правила следует, что неналоговые и налоговые отчисления, а также оплата труда производятся в порядке поступления соответствующей документации. Взносы в ПФР, ФСС и ФОМС считаются отчислениями в бюджет, согласно статьям 144 и 10 БК.

Спорный момент

Он касается наличия четвертой очереди в ст. 855. Юристы зачастую расходятся во мнениях о ее существовании. Отсутствие единой позиции по этому вопросу влечет, в свою очередь, противоречия при определении количества групп в последовательности. В одном случае их 6, в другом - 5. Четвертая группа, предусмотренная нормой 855 ГК РФ, сохраняется в некотором усеченном виде. Здесь следует обратиться к ст. 5 ФЗ № 308. Согласно норме, отчисления в бюджет и внебюджетные госфонды отнесены к третьей группе. Однако положения абз. 5 п. 2 рассматриваемой статьи 855 ГК РФ позволяют сделать вывод, что в результате "вычитания", указанного выше, остается категория, не включенная в структуру последовательности. Ею являются Они переходят в 4-ю группу. 5 и 6 очереди определяются в пункте 2 без дополнений и корректировок.

Оплата труда

Она отнесена ко второй группе в последовательности, установленной статьей 855 ГК РФ. При определении смыслового содержания понятия оплаты труда необходимо использовать разные правовые источники. К ним, кроме ТК, относят НК, а также судебные постановления. Между тем в приведенных источниках присутствуют разные перечни выплат. Кроме того, эти документы, как правило, отличаются узкоприкладным характером и используются при разрешении конкретных вопросов (исчисление зарплаты, ЕСН и так далее). Также стоит сказать, что указанные источники содержат открытые перечни категорий. Наниматели, в свою очередь, вправе устанавливать систему оплаты на своих предприятиях по собственному усмотрению. Что касается использования термина "оплата труда" в абзаце 3 п. 2 статьи 855 ГК РФ, законодатель предусмотрел формирование льготной группы для отчислений, осуществляемых работодателем сотруднику за деятельность последнего в рамках контракта (договора). Данное указание позволяет исключить прочие суммы, не связанные с трудовыми отношениями.

Отчисления в бюджет

Они не исчерпываются неналоговыми и налоговыми суммами, взносами в ПФР, ФСС и ФОМС. К указанным отчислениям относят все платежи, направляемые на бюджетный счет. Их определяют по графе "Р/с получателя" в документе-распоряжении. В состав бюджетных отчислений может попасть, к примеру, арендная плата, подлежащая переводу на счет, который открыт в учетном регистре казначейства. На практике, между тем, возникают некоторые проблемы при определении состава бюджетных отчислений. В первую очередь сложности появляются при установлении последовательности списания суммы сбора по постановлению пристава-исполнителя. Они обуславливаются следующими обстоятельствами. Закон "Об исполнительном производстве" не содержит подробно урегулированного механизма взыскания и отчисления сбора. Однако известно, что он подлежит перечислению в федеральный бюджет. Но сначала его необходимо зачислить на депозитный счет ФССП вместе с прочими средствами, погашающими задолженность. Общая сумма распределяется по правилам, установленным 110 статьей указанного выше Закона. При этом сбор переводится в федеральный бюджет в третью очередь. Из этого следует, что на практике вероятна ситуация, когда его сумма, взысканная с должника, фактически будет направлена на удовлетворение требований кредитора. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что постановление пристава будет, по всей видимости, предписывать банковской организации перечислить сбор, не в бюджет, а на счет ФССП, который открыт в обычной финансовой структуре. В соответствии с этим представляется, что данное отчисление относится к пятой группе в последовательности. Банк при этом не должен вносить в документацию, предоставленную приставом, каких-либо исправлений. В данном случае достаточно выполнить платеж в предусмотренной законом очередности.

Налоговые суммы

На практике отмечаются различия при определении последовательности снятия задолженностей по требованиям ФНС в зависимости от выбранного инспекцией порядка исполнения принятого решения. В случаях, когда оно реализуется посредством направления в банк поручения налоговой структуры, суммы со счета плательщика списываются непосредственно в бюджет РФ. Эти операции относятся к третьей группе в последовательности. Если решение исполняется с привлечением пристава, суммы списываются на счет ФССП, а затем переводятся в бюджет. В этом случае возникает проблема с определением группы в последовательности снятия. В соответствии с неформальным подходом, принимается во внимание, что сумма, списанная на счет ФССП, в конечном итоге подлежит зачислению в бюджет. Из этого можно сделать следующий вывод. Взыскиваемые платежи выступают как отчисления в бюджет, независимо от того, что их перечисление производится в него не напрямую. Для правильного применения нормы необходимо использовать формальный признак - вид счета, на который подлежит списать средства. Р/с ФССП не входит в структуру фондов, на которых учитываются суммы бюджетной системы. В этой связи взыскание штрафов и недоимок производится в пятую очередь.

Практическое применение положений

Рассмотренный выше формальный подход позволяет преодолеть определенные сложности. Например, пристав в постановлении указал не только недоимку в бюджет по решению налоговой инспекции, но и штрафы и исполнительский сбор. В документе, таким образом, присутствуют суммы, относящиеся к разным группам в последовательности. Допустим, к р/с должника была применена мера по блокированию операций. Данное событие, в соответствии со ст. 76, ч. 1 НК, не создает препятствий для зачисления средств в бюджет. В этой связи любые поручения налоговой инспекции либо самого владельца р/с о направлении соответствующих сумм исполняются без учета указанной меры. Эти же отчисления, но взыскиваемые по постановлению пристава, подлежат зачислению сначала на счет ФССП. Соответственно, в этом случае их нельзя отнести к группе бюджетных отчислений. Если руководствоваться формальным принципом, то оба платежа относятся к пятой группе.

Из этого следует, что мера, предполагающая блокирование операций, "заморозит" и их. При неформальном подходе штрафы и недоимка списываются со счета вне зависимости от установленных ограничений. При этом исполнительский сбор будет задержан.

Списание денежных средств с расчетного счета должника осуществляется в соответствии с положениями ГК. Основные правила устанавливает 855 статья Кодекса. На практике могут появляться сложности при оформлении списания сумм по поступающим в банк платежным документам. Особенно часто проблемы возникают, если р/с заморожен по постановлению исполнительных органов. Зачастую банковские служащие не знают, что делать со средствами, поступающими за заблокированный счет. Рассмотрим далее специфику положений 855 статьи и особенности их применения.

Общие сведения

При наличии на р/с суммы, достаточной для погашения требований, предъявленных кредиторами, перечисление производится по мере поступления поручений клиента и других платежных документов. В этом случае имеет место календарная очередность списания денежных средств с расчетного счета . Если для какого-либо отдельного случая предусмотрены другие правила, то ст. 855 не применяется.

Очередность списания денежных средств с расчетного счета

Она применяется, если на р/с находится недостаточная сумма, для погашения всех предъявленных требований. 855 статья устанавливает следующий порядок списания денежных средств с расчетного счета предприятия или физлица:

  1. По исполнительным листам, предполагающим перечисление либо выдачу сумм в качестве возмещения вреда здоровью/жизни, а также содержащим требования о взыскании алиментов.
  2. По ИЛ, составленным для выплаты выходных пособий и заработка лицам, работавшим или работающим по контрактам. В этой же очереди находятся исполнительные листы, оформленные для списания средств для перечисления вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда.
  3. По платежным документам, предполагающим выдачу/перечисление сумм оплаты труда лицам, работающим по договору, по поручениям налоговой инспекции на выплату задолженностей по в бюджеты всех уровней и органов контроля по уплате страховых взносов.
  4. По исполнительным листам, предусматривающим погашение прочих требований.
  5. По прочим платежным документам. В данном случае будет действовать календарная .

Перечисления в рамках одной группы производятся по мере поступления платежных документов.

Пояснения

Очередность списания денежных средств с расчетного счета представляет собой определенную последовательность, установленную законодательством. Она необходима для своевременного и полного погашения требований по документам, срок которых уже наступил. В 855 статье предусматривается два правила списания. Первое распространяется на случаи, когда остаток суммы на р/с позволяет погасить все предъявленные требования. В такой ситуации выплаты производятся по мере поступления платежных бумаг. Аналогичное правило действует при удовлетворении требований одной группы.

Очередность списания денежных средств с расчетного счета при аресте

Нередко возникают сложности при решении вопроса о том, обязана ли банковская организация продолжать исполнение постановления о блокировании р/с, если на сначала суммы отсутствуют либо их недостаточно, а впоследствии начинают поступать и накапливаться. При этом в финансовую структуру начинают приходить платежные поручения или уже имеются документы, содержащие требования 1-3 групп. ФЗ №389 дополнил положения В частности, изменения были внесены в 81 статью (ч. 6). Согласно норме, если на р/с нет необходимых сумм или их недостаточно, финансовая структура приостанавливает операции или продолжает блокирование до полного исполнения вынесенного постановления или снятия ареста. Эти дополнения действуют с 01.01.2012 г. По 76 статье НК, приостановление операций на р/с предполагает прекращение всех выплат. При этом в законодательстве есть оговорка. Блокирование операций не распространяется на требования, погашение которых, по законодательству, осуществляется до исполнения обязательств по выплате задолженности по налогам и сборам, страховым взносам, штрафам, пеням.

Важный момент

Еще один вопрос, который часто возникает на практике - следует ли банку откладывать исполнение платежных поручений, относящихся к 1-3 группам, до того, как на р/с накопится необходимая сумма? Если положительно ответить на этот вопрос, то получится, что будет нарушен. Обусловлено это тем, что в таком случае платежные документы 5 группы получат приоритет над поручениями, связанными с возмещением вреда здоровью, выплатой пособий, заработка, вознаграждений по авторским договорам, а также налоговыми отчислениями. Арест не должен нарушать установленную 855 статьей очередность. В случае его наложения служащим ФССП на суммы, предусмотренные к выплате в 5 группе, сначала исполняются платежные документы, относящиеся к 1-3 гр.

Бухучет

Как отражается порядок списания денежных средств с расчетного счета? По кредиту сч. 51 проходят все расходные операции. Проводки будут такими:


Дополнительная группа

В настоящее время ведутся споры о наличии четвертой очереди платежей. Соответственно, неясность этого момента порождает неоднозначность мнений и по вопросу о количестве самих групп. По мнению большинства экспертов, дополнительная очередь присутствует, однако в несколько усеченной форме. Принимая во внимание редакцию 5 статьи ФЗ № 308, можно заключить, что бюджетные платежи и отчисления во внебюджетные фонды отнесены к 3-й гр. Но в результате "исключения" из четвертой очереди возникает категория платежей, не попадающая в другие группы, в том числе и в третью. Это отчисления во внебюджетные негосударственные фонды. Таким образом, появляется дополнительная группа - на практике являющаяся четвертой. 5-я и 6-я очереди определяются 855 статьей без изменений.

Особенности документирования

Списание денежных средств с расчетного счета оформляется разными бумагами. В их числе присутствует и Для этого документа предусмотрена ф. 0401060. Правила заполнения приводятся в Приложении 1 к Положению ЦБ № 383-П. При приеме поручения банковская структура обязана проверить:


Уведомления отправителя

В случае правильного оформления поручения и наличия средств на счете в достаточном количестве при электронных расчетах финансовая организация принимает документ к исполнению. При этом банк уведомляет отправителя бумаги о начале процедуры. Если поручение оформлено на бумаге, сотрудник финансовой структуры ставит дату приема, подпись и штамп. Экземпляр, содержащий отметки, возвращается отправителю не позже следующего дня (рабочего). Если поручение оформлено неверно, банк направляет электронное уведомление об аннулировании операции. При этом в извещении должна указываться причина отмены. Если поручение оформлено на бумаге, на нем ставятся соответствующие отметки. Документ заверяется подписью ответственного работника и штампом.

Особенности проведения платежей

В случае недостаточного количества средств на счете поручения не принимаются к исполнению и аннулируются (возвращаются) не позже следующего дня. Исключения составляют суммы, подлежащие перечислению:

  1. Бюджеты, внебюджетные фонды, а также иные суммы, установленные 855 статьей в пункте 2.
  2. По требованию взыскателей.
  3. На основании договора с банковской структурой.

Указанные документы помещаются в группу неисполненных в срок. Списание средств по ним производится в порядке 855 статьи.

Частичное перечисление

Для его осуществления также используется бланк ф. 0401060. На лицевой стороне бумаги в верхнем углу справа сотрудником банка проставляется соответствующая отметка ("Частичный платеж"). На обратной части поручения необходимо указать:

Данные сведения могут быть включены в приложение к поручению. Оно составляется в произвольной форме. Соответствующие правила присутствуют в пунктах 4.4 и 2.10 Положения Центробанка № 383.

В повседневной деятельности организации количество различных оплат может быть достаточно большим, поэтому наиболее важные из них с точки зрения закона должны проводиться раньше других. Наиболее весомыми выступают обязательные платежи. А именно – оплата налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому в поле 21 распоряжения на перечисление денег предусмотрен специальный реквизит – очередность платежа. Разберемся, как проставлять очередность платежа в платежном поручении в 2019 году и для чего вообще нужен этот показатель.

Зачем необходима

Для начала следует понимать, что значит очередность платежа в платежном поручении на перечисление денег.

По общему правилу поручение от клиента на перечисление налога в бюджет банк обязан выполнить в течение следующего дня после оформления такого поручения в силу п. 2. ст 60 НК. Если же для перечисления налогов денежных сумм на счете у клиента недостаточно, то списывать средства клиента будут в строго определенном порядке, который установлен ст. 855 ГК РФ.

Из законодательства вытекает, что очередность платежа в платежном поручении зависит от того, добровольно либо принудительно должна идти оплата.

Указанной статьёй Гражданского кодекса определена следующая очередь денежного списания:

1 Выплаты, которые происходят по исполнительным актам о возмещении нанесенного вреда здоровью или жизни

Уплата алиментов

2 Перечисления согласно исполнительным листам на выплату выходных пособий при увольнении или задолженностей по зарплате
3 Оплата задолженности по налогам, сборам и взносам

Выдача заработной платы сотрудникам

4 Денежные выплаты по прочим исполнительным актам
5 Все остальные платежные документы в календарной последовательности их поступления

Как видно, очередность алиментов в платежном поручении всегда идёт под номером один и имеет приоритет перед остальными требованиями и поручениями к счёту плательщика. По сути, это один из способов защиты семейных ценностей.

Обязательные платежи 1-й, 2-й, 4-й и частично 3-й очередности могут быть проведены банком без согласия клиента, поскольку основанием для перечисления денег выступает исполнительный документ. Поэтому в сформированном платежном поручении организация может проставить только 3-ю или 5-ю очередность.

Общий принцип очерёдности такой: все платежки, которые относятся к одной очереди, выполняются в календарном порядке их поступления в банк.

Как правильно проставить

Что касается налогов, очередность платежа в платежном поручении 2019 года на их перечисление в соответствующей строке платёжки имеет значение «5», когда имеет место добровольная уплата без каких-либо квитанций от ИФНС. В свою очередь, оплата налогов на основании требования инспекции должна быть выполнена банком в третью очередь. Принудительная оплата пеней на основании поручения налогового органа – тоже исполняется в третью очередь.

Таким образом, все налоговые платежи, которые идут на основании распоряжения самого клиента, банк выполняет только в пятую очередь.

НДФЛ

Например, по НДФЛ очередность платежа в платежном поручении 2019 года в большинстве случаев имеет значение «5». То есть плательщик или налоговый агент не нарушает установленные законом сроки перечисления подоходного налога в казну, а также нет старых долгов перед бюджетом по этому налогу.

НДС

В отношении НДС очередность платежа в платежном поручении 2019 года подчиняется общему подходу:

  • при самостоятельном перечислении надо указать 5-ю очередь;
  • при взыскании этого налога в принудительном порядке – 3-я очередь (п. 2 письма Минфина от 20.01.2014 № 02-03-11/1603).

Страховые взносы

Аналогичной будет и очередность платежа в платежном поручении в 2019 году страховых взносов. В связи с недавними глобальными подвижками в законодательстве, эти обязательные отчисления стали аналогичны по статусу с налогами. Если к вам нет претензий по отчислению взносов, то ставьте «5».

Зарплата

Согласно приведённой градации, очередность зарплаты в платежном поручении зависит от того, задержал ранее её выдачу работодатель либо нет. Так, текущая оплата труда (за минувший месяц и т. п.) отнесена к 3-й очереди, а её выплата со счёта предприятия по исполнительному листу – идёт как 2-я очередь.

В Письме Минфина РФ от 09.06.2017 № 03-02-08/36213 изложено отношение чиновников к пересмотру очередности списания денежных средств с расчетного счета при их недостаточности для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету. Речь идет об инициативе установить приоритет требований по перечислению (выдаче) денежных средств для расчетов по оплате труда с работниками перед требованиями по перечислению задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджетную систему РФ.

Позиция финансистов неизменна: они высказываются против (см. ранее выпущенное Письмо от 08.11.2016 № 03-02-07/1/65227). Авторы письма напомнили историю вопроса.

Очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ. Начиная с 15.08.1996 действовала редакция нормы, предусматривающая шесть очередей:

    исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

    платежные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС и Государственный фонд занятости населения РФ;

    платежные документы, предусматривающие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

Постановлением КС РФ от 23.12.1997 № 21-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение, относящее выплаты по трудовым договорам к третьей очереди, исходя из того, что платежами, отнесенными к четвертой очереди, являются только взыскиваемые суммы задолженности на основании поручений налоговых органов, носящих бесспорный характер. Конституционный суд указал, что установленная очередность могла приводить к нарушению конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и формировала правовые условия для легального отказа от ее выполнения. Конституционные обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу, так как установление жесткого приоритета для одной из них означает невозможность реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан.

В связи с этим федеральными законами о федеральных бюджетах с 1998 по 2013 годы было установлено, что при недостаточности средств списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производились в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных к первой и второй очереди.

Впоследствии (с 14.12.2013) ст. 855 ГК РФ была изменена, и теперь очередность установлена следующим образом:

    исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

    исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    платежные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручения налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также поручения органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    исполнительные документы, предусматривающие удовлетворение других денежных требований;

    другие платежные документы в порядке календарной очередности.

Минфин подчеркнул, что считает достаточно защищенными требования трудящихся, поскольку:

    в рамках процедуры банкротства требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в другой очередности (требования по оплате труда, выплате выходных пособий отнесены ко второй очереди);

    в общем случае (п. 2 ст. 855 ГК РФ) также во вторую очередь удовлетворяются требования по перечислению или выдаче заработной платы, выходных пособий работникам на основании исполнительных документов.

Получается, фактически с 1998 года и взыскиваемая налоговиками задолженность отнесены к одной очереди списания. Поэтому если поручение налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему поступило в банк раньше, чем распоряжение о перечисление заработной платы, то первым будет исполнено поручение налоговиков. Значит, выплата оплаты труда может быть задержана.

Если «конкурирующие» документы поступили в банк в один день

В силу п. 2 ст. 855 ГК РФ списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Организации интересуются: каким образом должны быть исполнены требования по перечислению заработной платы и списанию налоговой недоимки, если соответствующие платежные документы поступили в банк в один день? Согласно Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П, банк обязан фиксировать дату поступления распоряжения о переводе, но не его время. Тем не менее представляется, что банк не вправе произвольно определять очередность исполнения распоряжений, поступивших в один день. Порядок действий в данной ситуации должен быть прописан во внутренней документации банка. К примеру, логично предположить, что банк, фиксирующий время поступления распоряжения, соблюдает очередность по времени в течение дня.

Как «приблизить» очередь списания?

Своевременная выплата зарплаты обусловливает бесперебойность производственного процесса, поэтому зачастую именно она является для руководства и собственников компании приоритетной задачей. В связи с этим у организаций возникает потребность приблизить очередь исполнения требований о расчетах по заработной плате по сравнению с инкассовыми поручениями. Традиционно эксперты рекомендуют присмотреться ко второй очереди, а именно к требованиям по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору.

Виды исполнительных документов перечислены в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Среди них наряду с исполнительными листами, судебными приказами, постановлениями судебного пристава-исполнителя и др. названы удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС). Именно на них многие эксперты и советуют обратить внимание в рассматриваемой ситуации.

Например, данным вариантом воспользовалась компания, а банк, исполнивший удостоверения КТС при наличии в картотеке инкассовых поручений налогового органа, в трех инстанциях доказывал свою правоту, ведь налоговики попытаются привлечь банк к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 135 НК РФ (см. Постановление АС ЗСО от 14.04.2016 по делу № А67-4026/2015).

Вполне очевидно, что все формальности, связанные с работой КТС и оформлением удостоверения, будут изучены с особой тщательностью. Например, в приведенном выше случае интересы работников представляла первичная профсоюзная организация: ее председатель обращался в КТС с заявлениями о взыскании заработной платы, на профсоюзную организацию было выписано удостоверение КТС (в приложении к нему указаны все взыскатели), денежные средства с расчетного счета работодателя были перечислены на ее . Суды проверили полномочия представителя и установили, что стороны не оспаривали факт наличия задолженности по заработной плате, а также погашение ее путем исполнения банком удостоверений КТС. Другими словами, банк был незаконно привлечен к налоговой ответственности. К слову, читателям могут быть интересны подробности дела: 25.11.2011 к расчетному счету работодателя были предъявлены инкассовые поручения ИФНС на сумму более 16 млн руб. (помещены в картотеку), а в период с 25.11.2011 по 24.06.2013 с данного расчетного счета были списаны денежные средства в сумме более 65 млн руб. на выплату задолженности по заработной плате на основании удостоверений, выданных КТС.

Итак, зарплата и имеют одну и ту же очередь списания, что в полной мере соответствует Конституции РФ. Однако, как мы видим, у организаций существует возможность вполне легально выплачивать долги перед работниками прежде погашения задолженности перед бюджетом.

Статья 855. Очередность списания денежных средств со счета

Комментарий к Ст. 855 ГК РФ:

1. Порядок списания денежных средств со счета клиента зависит от того, достаточно ли на счете денежных средств для удовлетворения поступающих требований.

При наличии на счете денежных средств их списание со счета производится в календарной очередности - в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.

Иной порядок списания денежных средств со счета может быть предусмотрен законом. В настоящее время такого закона нет.

Стороны своим соглашением не могут предусмотреть иной порядок списания средств со счета. Такой договор не допустим ни между банком и клиентом, ни между клиентом банка и его контрагентом по договору.

2. Если денежных средств на счете недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание осуществляется в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855, которая устанавливает шесть очередей требований, по которым может производиться списание. Тем не менее фактически сложилось пять очередей, что связано с признанием несоответствующим ст. 19 Конституции РФ абз. 4 п. 2 коммент. ст., устанавливающего третью очередь требований. В связи с этим предполагается внесение соответствующих изменений в ст. 855. До принятия таких изменений абз. 4 применению не подлежит как не имеющий юридической силы. С 1998 г. по настоящее время третья и четвертая очереди платежей, предусмотренные п. 2 ст. 855, объединяются в одну очередь ежегодным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Списание денежных средств по требованиям одной очереди производится в порядке календарной очередности поступления документов. Исполнение расчетных документов осуществляется только по требованиям, срок платежа по которым уже наступил. Если клиент имеет в банке несколько счетов одного вида, очередность списания определяется отдельно по требованиям, предъявленным к каждому счету.

Разделение требований на очереди зависит не только от правовой природы самих требований, но и от предъявляемого в банк документа. Так, аналогичные требования могут быть помещены в разные очереди в зависимости от того, по какому документу они предъявляются. Платежи по исполнительным документам, закрытый перечень которых содержится в ст. 12 Закона об исполнительном производстве, имеют приоритет перед платежами по иным платежным документам. По такому признаку отличаются, напр., требования, отнесенные ко второй и третьей очередям, а также к пятой и шестой.

Требования залогодержателей в отдельную очередь не выделяются, так как денежные средства, находящиеся на банковском счете, не могут быть предметом залога (п. 3 информационного письма ВАС от 15 января 1998 г. N 26 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге" // Вестник ВАС. 1998. N 3).

3. К первой очереди относятся требования по исполнительным документам о возмещении вреда жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов. К первой очереди не могут быть отнесены аналогичные требования по иным документам, кроме исполнительных. Так, заявление плательщика о добровольной уплате алиментов не является исполнительным документом, поэтому перечисление на его основании производится по пятой группе очередности платежей (письмо ЦБ РФ от 7 мая 1996 г. N 17-2-13/318 "Об очередности платежей с расчетных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц" // Документ опубликован не был).

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам о выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5499) до внесения изменений в п. 2 ст. 855 при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных п. 2 ст. 855 к первой и второй очередям.

Таким образом, фактически третью очередь требований составили платежи в бюджеты и платежи по оплате труда по любому расчетному документу, кроме исполнительных документов.

В рамках данной очереди в банк могут поступать разные требования по одному расчетному документу (оплата труда, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и т.п.), поэтому при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех требований к ним нельзя применить календарную очередность. В соответствии с ч. 6 п. 31 Инструкции ГНС N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (Российские вести. 1995. N 169, 174, 179) если на счете организации-работодателя недостаточно средств для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанных сумм подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет с фактически выплаченных физическим лицам сумм.

В очередности, предусмотренной для списания основного платежа, исполняются также расчетные документы на списание сумм штрафов, пеней и других финансовых санкций, поступающих в доходы бюджетов всех уровней и внебюджетные фонды (письмо ЦБ РФ от 2 декабря 1996 г. N 144-96 "Об очередности списания штрафных и иных санкций" // Вестник Банка России. 1996. N 67).

В четвертую очередь производится списание денежных средств по требованиям, отнесенным п. 2 ст. 855 к пятой очереди, - по другим денежным требованиям на основании исполнительных документов.

Наконец, в пятую очередь производится списание денежных средств по требованиям, отнесенным п. 2 ст. 855 к шестой очереди, - по другим платежным документам.

4. Платежи, отнесенные к одной очереди, производятся после оплаты требований предыдущей очереди.

Если по окончании операционного дня предъявленные в банк платежные документы не могут быть оплачены в связи с отсутствием средств на счете клиента, денежные средства списываются со счета плательщика и отражаются по балансовому счету учета средств, списанных со счетов клиентов, но не проведенных по корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации в связи с недостаточностью денежных средств на счете (п. 4.3 Положения ЦБ РФ N 2-П).

Неисполненные расчетные документы помещаются в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету: расчетные документы по исполнительным документам - в картотеку в подразделении расчетной сети Банка России, а расчетные документы по другим платежам - в картотеку, ведущуюся в банке (п. 4.4 Положения ЦБ РФ N 2-П). В картотеке расчетные документы распределяются в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855.

5. Очередность списания денежных средств, предусмотренная п. 2 ст. 855, императивно устанавливает порядок списания. Другая очередность не может быть установлена ни другим законом, ни договором.

error: