Понятие финансов, роль, функции, оценка. Финансы и их функции Финансовые учреждения и организации

Важным элементом финансов служит категория распределения ресурсов . Данная категория является древней и существует ещё со времён рассвета человеческого общества. Например, в первобытном обществе охотники забили мамонта, но поделились с остальным племенем (женщинами, стариками, детьми), которые непосредственно в охоте участия не принимали - такая система отношений, основанная на распределении ресурсов, способствовала формированию человеческого социума, без чего невозможно было бы зарождение цивилизации и системы государственности. В современном государстве делятся уже финансовыми ресурсами, а во главе угла по-прежнему стоит система их распределения. Распределение не обязательно подразумевает безвозмездный характер получения финансовых ресурсов - наоборот, под распределением понимается как бы мена, обмен разнородных ресурсов. Например, пенсионер отдал свой многолетний труд и производил отчисления в социальные фонды государства, а государство по достижению гражданином определённого возраста распределяет уже новые поступления будущих пенсионеров и выплачивает их действительным пенсионерам. Многие исторические деятели спекулировали на понятии распределения во взаимосвязи с такими категориями как справедливость, равенство или, наоборот, неравенство, из-за чего сформировалось множество трактовок термина распределения ресурсов в теории финансов .

В западной научной и учебной литературе общих определений финансов обычно не дают, финансы трактуются довольно широко. Обычно конкретизируется, о каких финансах идёт речь: публичных, корпоративных или личных финансах. Под публичными финансами понимают процесс и механизм формирования и использования государственных ресурсов, баланса доходов и расходов, а также соответствующие методы контроля . Под корпоративными финансами подразумевают «надлежащее управление деньгами» или «искусство и науку управления деньгами» . Таким образом, термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми . Под теорией финансов подразумеваются теории арбитражного ценообразования , структуры капитала, портфельная теория , теория ценообразования финансовых активов, опционов и другие теории, основанные Г. Марковицем , У. Шарпом , Р. Мертоном , Ф. Модильяни , М. Миллером , Дж. Тобином , Ф. Блэком и др.

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег .

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально -экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы - это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент , а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело» . Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль ».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики . Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

  • Финансовая математика - набор инструментов для моделирования и поддержки принятия решений, используемый в различных отраслях финансов, в том числе при вычислении процентных ставок и финансовые инструменты.
  • Инвестиции - критерии и методы выбора объекта для инвестиций в зависимости от рентабельности.
  • Оценка стоимости активов - оценка стоимости финансовых активов (акций, облигаций, опционов, см. финансовый актив), компаний или недвижимого имущества.
  • Финансовая политика - выбор способа финансирования компании, в целях оптимизации средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Выбор оптимальной структуры капитала, политика дивидендов и т. п. являются центральными вопросами финансовой политики компаний.
  • Современная портфельная теория - оптимизация распределения активов путём диверсификации. Изначально разработанная для финансовых рынков, эта дисциплина служит также в сфере корпоративных финансов. В целом, это управление рисками .
  • Поведенческие финансы - выявление психологических факторов, индивидуальных и коллективных, влияющих на финансовые решения и их влияние на формирование цены, финансовые результаты.

На уровне макроэкономики

  • Денежно-кредитная политика и международные финансы - например, денежно-кредитная политика, осуществляемая центральными банками во взаимодействии с международными финансовыми организациями (МВФ , Всемирный банк , Банк международных расчётов , ЕИБ , ЕБРР , и др.).

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) - это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит ), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности - если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит ), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора - можно пойти в банк или на биржу , и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот - для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процент. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже могут выплачиваться проценты (дивиденды , купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

  1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

а также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

  1. формирования доходов бюджета;
  2. осуществления расходов бюджета;
  3. контроль исполнения бюджета.

Финансовые услуги

Банковское хранилище

Личные финансы

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

Доходы

  • заработок;
  • причитающиеся пенсии и компенсации;
  • доход от банковских вкладов ;
  • доход от сдачи в аренду недвижимости ;
  • доход от имеющихся ценных бумаг ;
  • прочие доходы.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

Расходы

  • оплата жилья и коммунальных услуг ;
  • оплата питания;
  • медицинские услуги (в том числе медицинское страхование);
  • погашение кредитов ;
  • покупка товаров длительного пользования;
  • страхование рисков (собственности, здоровья и пр.);
  • отчисления на пенсионные накопления;
  • прочие расходы.

При планировании на длительный период надо учитывать возможность инфляции .

Финансы предприятий

Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов - это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция - это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости . Управление инвестициями - важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью - периодом времени - инфляцией - неприятием рисков - налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Финансы государства

Налоги и сборы

  • налог на прибыль организаций

Финансовая экономика

Финансовая экономика - это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена , добавочная стоимость , акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка - определение реальной ценности актива
    • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
    • Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)
    • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
    • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    • Товары
    • Акции
    • Облигации
    • Инструменты валютного рынка
    • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты и правила

Трактовка термина «финансы»

«Западная» трактовка

Современные трактовки термина финансы берут своё начало в камерализме - немецком варианте меркантилизма - науке, занимавшейся проблемой формирования и целевого использования государственной казны . Под финансами камералисты понимали управление доходами, предназначенными к употреблению на нужды государства . Понятия «камеральная наука» и «наука финансовая» в западной литературе иногда употреблялись как синонимы, но после того, как в структуре камерального хозяйства были учреждены камер-коллегии, в состав которых вошла полиция, термин «финансы» обрёл самостоятельный, более узкий смысл: «…отрасль правительственной деятельности, имеющая своей целью приобретение, сохранение и надлежащее употребление необходимых для государственной власти материальных ценностей и состоящая в ведении собственного хозяйства или в попечении о государственных доходах и расходах. Эти попечения правительства … составляют предмет так называемых финансов, финансового управления, правительственного хозяйства или хозяйства государственного» (в дореволюционной России термин употреблялся в том же значении, что и в Германии (см. ).

В англоязычной литературе второй половины XIX - начала XX века термин «финансы» трактовался не так однозначно, как в немецкой. В частности, в словаре Вебстера (издание 1886 года) говорилось о том, что финансы - это «доходы (revenue) правителя или государства; иногда, доход физического лица» . Таким образом, это определение отражает точку зрения узкого круга западных учёных той поры, согласно которой сфера финансов ограничивалась только доходами государства и, кроме того, указывает на употребление термина «финансы» не только применительно к общественному сектору экономики, но и к частному. Во второй половине XIX века в контексте финансов говорится не только о государственных доходах и расходах, но и о спекуляции ценными бумагами, накоплении капитала и процентной ставке по ссудному банковскому капиталу, как о важных аспектах финансовой науки (см., например ). В книге английского автора Г. Кинга «Теория финансов» вообще не упоминается общественный сектор экономики, а речь идёт о прибыли, актуарных расчётах , простом и сложном проценте на ссудный капитал . В этом плане показательно и определение финансов Ф. Кливленда: «Финансы представляют собой отрасль бизнеса, которая имеет дело с получением и расходованием фондов, необходимых для оснащения и управления предприятием. … Что такое фонды? Как их получить? Как ими управлять? Ответы на три эти вопроса покрывают всю область финансов» . Примечательно, что и К. Маркс в своём «Капитале » употребляет термин «финансы» в контексте денежного капитала, банков и бирж .

Перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики произошёл в результате метонимии (согласно книге К. Плена «Введение в общественные финансы» (1921)). Как следствие, используемый без уточняющих прилагательных («общественные» (public), «личные» (personal), «корпоративные» (corporate)), термин «финансы» получил более широкий смысл, нежели имел первоначально, и, помимо общественного сектора, стал охватывать вопросы капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий и частных лиц. В этой связи, для исключения двусмысленности прилагательного «финансовый» (financial), возникшей в результате метонимии, К. Плен, а вслед за ним и М. Хантер указывали на то, что применительно к общественным финансам корректнее употреблять прилагательное «фискальный» (fiscal), говоря при этом «фискальный год», а не «финансовый год» .

Употребление термина «финансы» без уточняющих прилагательных только по отношению к общественному сектору экономики, было характерно, прежде всего, для немецкой научной школы. Такая трактовка финансов отражает начальную стадию развития западной финансовой науки и в настоящее время утратила свою актуальность. Другая крайность - употребление термина «финансы» (без уточняющих прилагательных) только в контексте частного сектора экономики. Такой подход к трактовке термина нередко встречается и в современной учебной и научной западной литературе (см., например ). Доминирующим подходом в современной западной литературе стало преимущественное употребление термина «финансы» с уточняющими прилагательными (public, personal, corporate) и широкая трактовка общего термина (без указанных прилагательных).

«Общественные финансы» связываются с деятельностью государства (или местной власти), заключающейся в получении и применении средств, необходимых для выполнения надлежащих функций , с процессом и механизмом формирования и использования государственных ресурсов, балансом доходов и расходов, соответствующим административным контролем . Некоторые авторы также подчёркивают, что предмет общественных финансов лежит на границе между экономикой и политикой, а также отмечают, что в современных обществах доходы и расходы органов государственной власти состоят, почти исключительно, из денежных поступлений.

В основе общественных финансов лежит теория распределения общественных благ . Суть её состоит в том, что существуют некоторые блага (национальная оборона, охрана общественного порядка, дороги и т. п.), потребность в которых не может быть удовлетворена и оплачена в индивидуальном порядке путём товарно-денежного обмена. Как следствие, потребность в таких коллективных благах не может быть реализована через рыночный механизм. Исходя из этого, распределение общественных благ берёт на себя государство в лице центральных и местных органов власти через бюджеты соответствующих уровней. «Государственные затраты являются частью потребления общества, в котором государство представляет собой регулирующий орган» . Посредством фискальных и бюджетных инструментов общественные блага не только распределяются, но и перераспределяются. В частности, перераспределение может производиться путём комбинации высоких налогов на обеспеченных граждан, и субсидий гражданам с низкими доходами. Таким образом, путём перераспределения благ между высокодоходными и малообеспеченными слоями населения реализуется концепция социальной справедливости и гуманизма: «Если мы считаем, что моральный долг общества в целом, чтобы помочь слабым, то помощь бедным даёт общее благо» .

Корпоративные финансы связаны с приобретением и распределением фондов или ресурсов корпорации с целью максимизации благосостояния акционеров, с эффективным и результативным управлением ресурсами, денежными потоками для достижения целей этой организации, что подразумевает «планирование и контроль за предоставлением ресурсов (там, откуда они привлекаются), распределение ресурсов (там, где они развёрнуты), окончательный контроль над ресурсами (эффективно ли используются или нет)» . Западные авторы выделяют две ключевые концепции корпоративных финансов, которые имеют важнейшее значение в принятии решений - это соотношение между риском и доходностью и концепция временной ценности денег. Некоторые авторы определяют финансы как оценку и управление риском исходя из того, что, с точки зрения финансов, «корпорация это совокупность рискованных денежных потоков».

В первую очередь, необходимо отметить, что К. Маркс в противовес теории распределения общественных благ посредством финансов и личных благ посредством рыночного обмена предложил схему распределения благ в обществе, основанном на коллективизме, которая предусматривала измерение стоимости не опосредовано через деньги , а напрямую через рабочее время (более широко - через труд). «Индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда» . Такая схема распределения благ по квитанциям не предполагала существование денег, поэтому многие советские экономисты рассматривали период социализма как «начало перехода к прямому продуктообмену и отмиранию денег, кредита, финансов» и исходили из того, что после победы социализма «финансы будут „похоронены“ как пережиток капитализма» . Однако, практика первых лет советской власти показала, преждевременность отказа от денег в качестве меры стоимости. Коммунистическая идеология вынуждена была признать, что деньги останутся в СССР как инструмент буржуазной экономики, который, по словам И. Сталина, «взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма» .

Ключевой отличительной особенностью советской модели экономики уже к концу второй пятилетки (1938 год) являлось то, что доля общественной собственности составляла 98,7 % всех производственных фондов страны (оставшиеся 1,3 % - в личной собственности колхозников и мелких кустарей) . То есть вся экономика фактически имела статус общественной, а государство от имени общества полностью взяло на себя распределение благ. Из государственного бюджета СССР покрывались не только расходы, традиционно характерные для капиталистической модели экономики (по государственному управлению, национальной обороне, охране правопорядка, строительству дорог и т. п.), но и основная доля затрат по расширенному воспроизводству (производственные капитальные вложения). Госбюджет СССР фактически стал общественным инвестиционным фондом под управлением государства, через который производилось перераспределение ресурсов между различными предприятиями и отраслями общественного хозяйства. Поэтому советская трактовка «финансов» была основана именно на таком характере советской экономики, «советских» или «социалистических» финансов.

Начало формированию научных подходов к трактовке общественных финансов, учитывающих реалии социалистической модели экономики, положила научная дискуссия на совещании, проведённом в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР. Основными итогами дискуссии являлись:

  1. рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости ;
  2. такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Распределительная концепция

Автором данной (наиболее распространённой) советской концепции общественных финансов, является В. П. Дьяченко (московская школа), считавший, что «отказываться в применении к социалистическому обществу от исторически сложившегося понятия государственных финансов нет никаких оснований» . Имелось в виду представление о финансах, как о распределительных денежных отношениях, связанных с существованием и функционированием государства , что предусматривалось западной теорией распределения общественных благ. Однако, под термином «распределение» стали подразумевать не только распределение общественных благ между сферой производства и сферой потребления, но и процесс дробления валовой денежной выручки на общественных производственных предприятиях (т. н. «первичное распределение») . Таким образом, исходная концепция была адаптирована к условиям советской модели экономики путём скрытого терминологического указанного соглашения. Кроме того, ввиду полного обобществления производственного сектора, для обозначения различия между общественными фондами (в принятом западной наукой понимании этого словосочетания) и фондами частных предприятий, тоже ставших в СССР общественными, были введены понятия «централизованные фонды» и «децентрализованные фонды». Таким образом финансы (социалистического государства) определялись как «система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами» .

Ещё больше подчёркивало различие социалистических финансов от капиталистических разделение финансов предприятий на производственную и распределительную составляющие. При этом в состав «финансов социалистического государства» вошло так называемое «первичное распределение» (валового дохода по различным фондам предприятия), а «производственная» составляющая - отношения, возникающие в процессе производства и реализации продукции и опосредствующие этот процесс, то есть денежная сторона отношений в процессе движения стоимости в производственной форме (основных фондов, сырья, комплектующих, готовой продукции) - была выделена в самостоятельную категорию «финансы отраслей народного хозяйства СССР» .

Советские финансовые теоретики выделяли наряду с общепризнанной распределительной (перераспределительной) функцией общественных финансов также и контрольную функцию. Первая функция - общая для государственных финансов любых формаций, однако в социалистической экономике распределительная функция сводилась не только к перераспределению денежных ресурсов, но распространялась также на отношения первичного распределения национального дохода. Контрольная функция была определена как специфическая функция советских финансов . При этом термин «перераспределение» в советской финансовой теории утратил свой первоначальный смысл (распределения от богатых к бедным) и трактовался как распределение того, что поступило в госбюджет после т. н. «первичного распределения» внутри производственных предприятий. Благодаря такому «перераспределению» в СССР могли существовать планово убыточные предприятия и даже целые отрасли, убытки которых покрывались через госбюджет за счёт прибыли других общественных предприятий и отраслей.

Воспроизводственная концепция

Автором данной концепции является А. М. Александров (ленинградская школа). Воспроизводственная концепция принципиально отличалась от распределительной тем, что денежные отношения внутри предприятий не делились на распределительную (т. н. «первичное распределение») и воспроизводственную (т. н. опосредствование) составляющие, а объединялись в одно целое под называнием «опосредствование производственного процесса » и полностью включались в предметную область, охватываемую понятием «финансы социализма». В результате такого подхода все денежные отношения, входящие в понятие «финансы социализма», представляли собой систему из двух типов отношений - «опосредственных » и «распределительных» (в подлинном смысле этого слова, изначально принятом в западной теории распределения общественных благ). При этом финансы, помимо контрольной и распределительной, наделялись функцией «опосредствования кругооборота производственных фондов ». «В этой функции финансы обслуживают не только фазы кругооборота „Д - Т“ и „Т - Д“, но и фазу движения фондов предприятий в их производственной форме» .

Таким образом, финансы (социалистические) определяются как «система денежных отношений, опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных фондов для удовлетворения разнообразных потребностей социалистического общества» .

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Правовая концепция

Автором данной концепции является Э. А. Вознесенский (ленинградская школа). Он исходил из того, что, во-первых, финансовые отношения, в том числе налоги, суть стоимостные (денежные) и, во-вторых, лишь те денежные отношения являются финансовыми, которые регламентированы государством . В основе такого подхода лежит одно из отличий общественных финансов от финансов частного сектора, принятых западными финансовыми теоретиками. К. Шоуп характеризует это отличие «степенью беспристрастности правил, по которым правительство распределяет свои услуги и … бремя покрытия расходов». Беспристрастность предполагает, что правила установлены декретом и поддержаны санкциями, одинаково применимыми ко всем нарушителям. Семья же «распределяет среди своих членов товары, потребляемые в домохозяйстве по неофициальным и часто меняющимся критериям»

Таким образом, в рамках данной концепции, финансы представляют собой «систему денежных отношений, имеющих императивную форму» . Поскольку жёсткой императивной регламентации в СССР подвергалась не только сфера распределения общественных благ, как это было в капиталистических странах, но и сфера производства вместе с непроизводственной, то, по версии Э. А. Вознесенского, система социалистических финансов охватывала почти всю предметную область. Исключение составляла только часть денежных отношений, относимых западной научной школой к понятию «личные финансы», поскольку последние не носят императивной формы, за исключением «уплаты налогов, страховых платежей, возврата ссуд и др.» При этом закупки промтоваров и продовольствия (по сути - товарно-денежные отношения), проводимые бюджетными организациями, Э. А. Вознесенский причислял к финансам социалистического государства на том основании, что госзакупки также подвергались жёсткой регламентации.

В учебной литературе по финансам, издаваемой после распада СССР на постсоветском пространстве, главным образом, продолжают излагаться основные теоретические концепции советских (общественных) финансов. При этом дефиниции категории финансы, как правило, повторяют (без прилагательных «советские» и «социалистические») дефиниции из советских учебников. Исключением является концепция, разработанная С. П. Захарченковым [ ] ., согласно которой финансы представляют собой целенаправленное движение меновой стоимости капитала в денежном измерении

Основной характеристикой экономики является социальное хозяйство, которое дополняется регулированием государства. Поэтому очень важно уяснить понятие финансов. Именно они играют важнейшую роль в структурном многообразии отношений на рынке.

Что такое финансы?

Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства - это особый ресурс, причем довольно дефицитный. Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система - это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.

В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.

Из чего состоит финансовая система?

Понятие любых финансов не ограничивается только государственными структурами.

Их можно разделить на 3 категории:

Государство;

Корпоративизм;

Личные средства (то есть, денежные средства определенного индивидуума).

Поэтому любая финансовая система - это общность или совокупность абсолютно всех разделов и сфер экономики.

Финансы - их роль в экономике

Роль финансов - в многообразном использовании и перераспределении. При их помощи можно направлять денежные потоки в нужном направлении, согласованно, в зависимости от спроса. Благодаря финансам происходит кругооборот различных общественных форм, а также индивидуальных и производственных фондов. Финансы влияют на количество и качество любого производства.

Финансовое воздействие стимулирует общественное развитие, например, расширение производства, контроль социальных и экономических программ, а также повышение всего государственного благосостояния.

Какими бывают финансы?

Функция финансов заключается не только в целенаправленном распределении для обеспечения и получения дохода. К финансам также относят материальную помощь. Например, субвенция и субсидия. Первая оказывается на безвозмездной основе (субвенция), вторая - на льготной.

Это средства, которые передаются какой-либо организации, предприятию или юридическому (частному) лицу, которые не нужно возвращать (в случае с субвенцией), или возмещать частично (в случае с субсидией).

Состояние финансов можно охарактеризовать как достаточность средств или, наоборот, необеспеченность какого-либо предприятия деньгами. В каждой структуре существуют определенные параметры. Например, состояние финансов целого государства, какой-либо фирмы или отдельно взятой семьи можно проанализировать по ресурсам, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности данной структуры. То есть, совокупность всех доходов, которые потребуются субъекту, региону, стране или частному лицу для функционирования, ведения хозяйственной деятельности, поддержания жизни в целом.

Виды и разновидности финансов

Какие бывают виды финансов? В экономике существует такое понятие, как финансовые отношения. Они разделяются на группы, в зависимости от субъектов, которые принимают в них непосредственное участие.

Финансы бывают:

  • Государственные - то есть, все доходы и расходы государства. Например, школы, музеи, кинотеатры и театры, различные ВУЗы, техникумы, а также поликлиники и больницы и многие другие организации получают средства из бюджета.
  • Корпоративные - средства коммерческих организаций, главная цель которых - получить собственную выгоду от своей деятельности. Такие организации занимаются как реализацией конкретных товаров, так и различных рыночных услуг.
  • Общественные - здесь подразумеваются различные общественные организации, например, политические партии, благотворительные фонды и многие другие. Доходы в общую часть государственных средств от подобных общественных организаций поступают в виде различных членских взносов, даров и тому подобное. Так как это достаточно мелкая единица, то особой роли (как самостоятельные финансовые субъекты) они не играют.
  • Личные - к данной группе относят различные виды финансов населения. Основа таких доходов составляется из заработных плат, которые получают работоспособные члены общества. Также именно в эту группу относят пенсии и разные пособия. Последние выделяются из государственных средств, которые регулируются специальными финансовыми фондами.

Основные функции финансов

Если объяснять простыми словами, то такими функциями являются контроль и распределение финансовых средств.

Распределительная функция - происходит при пропорциональном делении внутренних ресурсов и общего национального дохода. Для лучшего понимания можно рассмотреть пример. Организация от реализации своего товара получила какую-либо выручку. Такая денежная сумма не распределяется на составные части. Например, затраты на производство, прибыль, зарплата для работников и служащих и так далее. Чтобы произошло полное распределение финансов, нужно, чтобы были выполнены следующие условия - определены тарифы, ставки, различные отчисления, такие как, страховые и пенсионные, нормативы и т.д.

Контрольная функция - происходит контроль за всеми денежными потоками. Обе они взаимосвязаны. Функции финансов в полной мере проявляются только при полном контроле на всех стадиях их создания, формирования, распределения, а также использования.

Как управлять финансами?

Государством разработана целая финансовая структура для того, чтобы грамотно распределять и управлять капиталом. Любое управление финансами можно охарактеризовать следующими параметрами: активы и пассивы. Именно правильное распределение и управление государственным и бюджетным капиталом или личными средствами помогает сокращать необходимые расходы и соответственно сильно увеличить прибыльность и доходность.

Для того, чтобы наилучшим образом распределять средства, должны быть четко представлены планы по финансированию и намечены определенные цели, которых нужно достичь. К активам относятся все ежемесячные доходы, к пассивам - расходы. Нужно неукоснительно соблюдать их баланс, чтобы активы были всегда выше, чем пассивы. Только в таком случае, бюджет будет положительным.

Управление финансами - это целая наука, которую должен знать не только государственный служащий, но и простой гражданин. Зачем? Чтобы самостоятельно и грамотно управлять собственными средствами. Любой семейный бюджет также имеет свои активы и пассивы. Поэтому законы финансирования актуальны не только на государственном уровне, но и для конкретного гражданина.

Пример управления финансами

Для лучшего понимания рассмотрим следующий финансовый расчет.

  1. Организация реализовала определенный объем какой-либо продукции, и получила выручку на свой расчетный счет.
  2. Далее из полученной суммы она должна произвести определенные отчисления в государственный бюджет, то есть выплатить налоги.
  3. На следующем этапе данному предприятию надо выделить какую-то часть средств для поддержания непрерывного производственного процесса.
  4. Затем нужно вычесть еще одну часть средств, которая пойдет на оплату труда, пенсионные отчисления, в страховой фонд и так далее.
  5. Остаток - это уже прибыль.

Из данного примера видно, что без движения определенных средств, в данном случае выручки, полученной от реализации, ни государственный бюджет, ни рабочие, ни сам пенсионный фонд - никто не получил бы своей доли. Именно такое движение материальных ценностей обеспечивает финансовые средства.

Из чего состоят финансы?

Основной задачей государственных финансов любого государства является обеспечение данного государства денежными средствами. Поэтому они состоят из следующих структур, таких как государственный бюджет, различные фонды, которые являются внебюджетными структурами, а также государственных кредитов.

Финансовые системы можно разделить на: финансы предприятий, государства и населения. В свою очередь финансы государства также распределяются - государственный кредит, госбюджет и внебюджетные фонды. Государственный бюджет взаимосвязан с Министерством финансов и Министерством налогов и сборов. Нужно отметить, что налоговая система работает на пополнение госсредств.

Как можно оценить финансы?

Любое финансовое предприятие оценивается по определённым показателям. В некоторых случаях проводят экспресс-диагностику. Для чего это делается и вообще, зачем это надо?

Оценка финансов очень важна в экономическом плане. При ранней диагностике и выявлении нарушений в деятельности каких-либо финансовых структур можно принять необходимые меры и таким образом улучшить общее состояние. Для проведения экспресс-диагностики используются аналитические программы. Такие методы помогают провести мониторинг общих показателей, таких как ликвидность, фондоемкость, отдача различных фондов и другое. Во время аналитических действий можно исследовать деятельность не только собственного предприятия, но и конкурентов. Для расширенного изучения и анализа проводят более обширные вычисления. Определенные методы позволяют не только понять, в чем причина каких-либо нарушений, но также более глубоко и детально узнать причину их возникновения. Для проведения подобной диагностики используется статистика, которая открыта для свободного использования на разных государственных сайтах и в аналитических базах.

Пример финансирования

Можно рассмотреть пример финансов непосредственно на расходовании государственного бюджета.

Система финансов делится на два основных звена:

1. Финансы предприятий, которые, в свою очередь, включают в себя коммерческие и некоммерческие организации, а также финансовые посредники.

2. Государственные и муниципальные финансы, которые распределяются на бюджетную систему и государственный кредит.

3. Бюджетную систему можно также разделить на несколько звеньев: федеральный, территориальный и муниципальный, или местный бюджеты.

4. А также все бюджеты распределяют на: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Таким образом, понятие финансов, их роль и функции являются основой экономики, как государства в целом, так и для отдельных членов общества.

Мама троих замечательных детей, два высших образования: юридическое и экономическое.

Рубрика:



Эффективное управление личными финансами - один из шагов на пути к финансовому благополучию. Чтобы грамотно управлять финансами, необходимо знать их природу.

В сегодняшней публикации даются ответы на вопросы:

  • как объяснить финансы простым языком;
  • чем финансы отличаются от денег;
  • в чем отличие финансов и капитала;
  • понятие личные финансы;
  • значение и характеристики личных финансов;
  • почему важно подчинить себе личные (семейные) финансы.

Финансы доступным языком

Для начала, возьмем классическое определение понятия финансы.
Под финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства (Л.А. Дробозина).
Чтобы упростить это определение, выделим четыре элемента:
  • под финансами понимаются отношения, значит, государственные или личные (семейные) финансы находятся в движении;
  • суть движения финансов - управление фондами денежных средств;
  • фонды денежных средств - это особенные копилки для государственных или личных (семейных) денег;
  • особенность копилок, т.е. фондов денежных средств, в том, что они позволяют накапливать, распределять и использовать деньги, превращая их в финансы.
Чтобы стало еще проще, сократим определение понятия финансы и оставим только суть. Получим следующее.

Финансы - это деньги в движении.


Пример.
То, что ты зарабатываешь и тратишь на покупку продуктов - это деньги.
То, что ты накапливаешь в личном (семейном) фонде, а затем учитываешь, распределяешь и используешь на - это финансы.

Наглядное представление того, чем финансы отличаются от денег, в таблице.


Назначение и роль финансов

Финансовая составляющая играет огромную роль в жизни государства. Функции, цели и задачи государства реализуются только при наличии финансирования.

Не менее значима денежно-финансовая основа для бизнеса. Отношения в сфере финансов - это основа бизнеса, а накопление денежных фондов - цель и смысл существования бизнеса.

Также денежно-финансовая составляющая лежит в основе существования каждого человека. Наши мечты, желания, быт, работа и т.д. существуют при материальной поддержке.

Личные (семейные) финансы - это основа для:

  • достижения поставленных финансовых целей;
  • такой характеристики, как ;
  • грамотного ;
  • ведения личного (семейного) бюджета.

Отличие финансов и капитала

Для понимания сути финансов важно отличать их от капитала. На этом этапе понятно, что недостаточно накопить (сформировать) денежные фонды. Денежными фондами надо управлять.

Один из инструментов управления денежными фондами - процесс финансового инвестирования. Под инвестированием понимается вложение денежных средств в различные проекты с целью получения прибыли.

Та часть личных денежных фондов, которая используется как личные финансовые инвестиции (вложения), - это личный (семейный) капитал.

Итак, личный (семейный) капитал обладает следующими признаками:

  • это часть личных денежных фондов;
  • он не тратится на удовлетворение нужд и потребностей человека напрямую;
  • цель - получение дохода;
  • его формирование связано с рисками - вложение (инвестирование) денег всегда грозит их потерей в той или иной степени.
Отличие финансов и капитала от денег наглядно представлено на схеме.




Понятие личных финансов

Государственные и личные (семейные) финансы образуются при распределении валового национального дохода по секторам экономики и частным домохозяйствам.

Так, государство распределяет и использует собственные денежные фонды. Для этих целей служит бюджет государства.

Человек также имеет доступ к части распределенного валового национального дохода. Эта часть формируется из оплаты за труд. Инструментом для накопления денежных фондов в этом случае служит личный (семейный) бюджет.

Таки образом, государственные и личные (семейные) финансы имеют одну природу.

Личные (семейные) финансы:

  • это часть распределенного валового национального дохода. Распределение такого дохода осуществляется за счет участия граждан в экономических отношениях, например, при трудоустройстве и получении заработной платы;
  • оседают в личном (семейном) бюджете, который является денежным фондом;
  • по сути являются отношениями по формированию, распределению и использованию личных (семейных) денежных фондов.

Почему важно формирование личной финансовой системы

Система личных финансов начинает формироваться, когда изменяется отношение к личным (семейным) финансам.

Роль денег уходит на второй план. Главным инструментом для личного бюджета становятся личные (семейные) финансы.

Их способность к накоплению фондов денежных средств, потенциал к грамотному распределению и использованию, изменяют жизнь человека.

Приходит понимание, что зарплата - это не деньги, а вклад в денежные фонды семьи. Фондом легче управлять. Проще достигать цели и планировать жизнь в целом. Назад возврата нет.

Не даром говорят, богатство зарождается в голове, а накапливается в кармане.



Со временем управление личными финансами входит в привычку. Меняется ментальность. Зависимость от денег меняется на эффективное управление личными финансами.

Переход от траты заработной платы к системному учету личных финансов:

  • улучшает человека;
  • позволяет планировать, учитывать, распределять даже в условиях финансового дефицита;
  • напрямую влияет на повышение социального статуса человека;
  • способствует комфортному существованию человека;
  • направлен на выход из финансового кризиса и преодоление бедности;
  • сокращает потребность в кредитовании;
  • способствует накоплению резервов на непредвиденные расходы;
  • выстраивает систему личных финансов.

Финансы - синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку - изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы - это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с и прочие регрессивные факторы , как стагнация, и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные - распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы - система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов - налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ - Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами - , проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Финансовая система

Человек, бизнесмен или государственный чиновник принимают финансовые решения относительно формирования и расходования фондов денежных средств и реализуют выработанные решения при помощи финансовой системы.

Финансовая система - это совокупность рынков, институтов и инструментов, которые используются для совершения финансовых операций.

Структура финансовой системы представлена на рис. 1.2.

Рис. 1.2.

Финансовый рынок. Движение денежных средств от одного лица к другому осуществляется на финансовых рынках. Термин «рынок» означает, что на нем продают и покупают какой-то товар.

Экономика любой страны состоит из системы рынков. Существует товарный рынок, на котором предприятия - производители продукции продают свой товар, а потребители на этом рынке приобретают продукты, одежду и прочие вещи. На рынке труда люди продают свои способности к труду, заключая контракт с предприятием на выполнение определенного вида работ, за что получают соответствующую заработную плату, размер которой зависит от опыта и квалификации. После окончания школы многие выпускники поступают в вузы, чтобы получить профессиональные знания. Успешное завершение обучения в институте, безусловно, повышает конкурентоспособность человека на рынке труда, что проявляется в более высоком уровне оплаты груда.

Особое место в экономике занимает финансовый рынок. Как отмечалось ранее, на этом рынке предметом сделки купли-продажи служат денежные средства. Стоимость такого товара определяется тем доходом, который хочет получить продавец, и той ценой, которую готов уплатить покупатель.

Например, у человека образовались временно свободные денежные средства, которые он копит, чтобы приобрести автомобиль. Бессмысленно эти средства хранить дома, так как инфляция съедает сбережения. Необходимо, чтобы свободные денежные средства работали и приносили определенный доход. Наиболее простым методом сбережений, которым пользуется большинство российских граждан, считается размещение временно свободных денежных средств в надежном банке. Для этого человек заключает с банком депозитный договор; в последнем оговариваются срок размещения денежных средств и процентная ставка. Если в договоре предусмотрено, что банк на вложенные средства ежегодно будет начислять 10%, то, рассуждая в логике рыночной экономики, это и есть стоимость денежных средств для данного конкретного случая. Можем сказать, что человек продал средства на определенный срок банку, а банк соответственно приобрел их за 10% годовых.

Приведенный пример описывает поведение человека-сберегателя, отказывающегося от удовлетворения части своих текущих потребностей ради большего потребления в будущем. Действительно, человек мог бы размещенные на банковском депозите денежные средства потратить сегодня на питание, одежду и развлечения. Однако он сознательно отказывался от этого, чтобы в будущем ездить на хорошем автомобиле.

В то же время существует иная категория людей, не желающая ждать, накапливая деньги на покупку автомобиля, а предпочитающая ездить на машине уже сегодня. В связи с тем, что средств на автомобиль не хватает, человек обращается в банк за кредитом, чтобы добавить полученные от банка денежные средства к имеющимся у него и осуществить свою мечту.

Банк будет проверять благосостояние и доходы данного человека, чтобы быть уверенным в том, что кредит будет возвращен. Если в результате проверки кредитоспособность заемщика не вызовет сомнений, он кредит получит. Между банком, именуемым кредитором , и человеком, называемым теперь заемщиком , подписывается кредитный договор, где указываются сумма кредита и процентная ставка. Если в кредитном договоре будет указана ставка в размере 16% годовых, то это означает, что человек приобрел средства у банка и обязан каждый год выплачивать банку сумму, равную 16% полученного кредита.

Данная ситуация описывает поведение человека-потребителя , который хочет сегодня потреблять больше, чем зарабатывает. Рост текущего потребления становится возможным благодаря банковскому кредиту. Однако, получая кредит, заемщик должен себе четко представлять, что он ограничивает свое будущее потребление. Это обусловлено тем, что из будущих заработков человеку придется гасить сумму кредита и выплачивать проценты, уменьшая свое потребление. Как говорят: «За все удовольствия необходимо платить». За удовольствие сегодня ездить на автомобиле человек расплачивается уменьшением своего будущего потребления.

Финансовые рынки играют очень важную роль в экономическом развитии страны. При помощи финансового рынка денежные средства перетекают от тех секторов, где наблюдается их избыток, к тем хозяйствующим структурам, которые испытывают недостаток в финансовых ресурсах. Можно сказать, что финансовый рынок - «кровеносная система экономики». Только по каналам финансового рынка течет не кровь, а денежные средства.

Финансовые институты (финансовые посредники) - важнейший элемент финансовой системы, обеспечивающий перемещение денежных средств от продавца к покупателю. К финансовым институтам относятся банки, инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские компании и другие организации, оказывающие финансовые услуги. Без этих финансовых институтов рынок не мог бы нормально функционировать.

Финансовые инструменты обеспечивают проведение конкретной операции по перемещению денежных средств. Каждая сделка, связанная с привлечением денежных средств физическим лицом, предприятием или государством, осуществляется с применением конкретного финансового инструмента. Например, человек хочет разместить свободные денежные средства на финансовом рынке, чтобы получить соответствующий доход. Он может использовать очень популярный среди населения финансовый инструмент - банковский депозит, по которому банк гарантирует через определенный срок возврат вложенных средств и выплату процентов. Недостаток этого финансового инструмента заключается в том, что доходность по депозиту очень маленькая и не перекрывает инфляцию в России. Для того чтобы получить более высокую доходность, человек может использовать иные финансовые инструменты, в частности приобрести акции или паи инвестиционного фонда.

Ключевые понятия и термины

Финансовые потоки в экономике.

Финансовая система.

Функции финансов: распределительная, стимулирующая, контролирующая и регулирующая.

Временное и пространственное перемещение денежных средств.

Функция управления риском.

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте определение, что такое финансы и финансовая система.
  • 2. Какие финансовые отношения существуют между основными субъектами экономики?
  • 3. Какую роль играют финансовые посредники в экономике?
  • 4. Какой источник считается основным для формирования доходной части бюджета?
  • 5. Раскройте основные финансовые концепции.
  • 6. Охарактеризуйте поведение человека - сберегателя и человека - потребителя финансовых средств.
  • 7. Какие функции выполняет финансовая система?
  • 8. Каким образом реализуется стимулирующая функция финансов?
error: