Стратегия экономической безопасности. Экономическая безопасность россии Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Понятие экономической безопасности и ее уровни. Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности. Концепция и государственная стратегия экономической безопасности России. Методы обеспечения экономической безопасности.

Цели и задачи внешнеэкономической политики России. Необходимость защита внутреннего рынка. Методы и инструменты защиты внутреннего рынка. Текущая таможенная политика и требования ВТО.

Сотрудничество таможенных органов России с таможенными службами других стран. Россия и Всемирная таможенная организация. Основные направления, принципы и формы участия России в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

Понятие экономической безопасности и ее уровни .

Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности является главным звеном.

Экономическая безопасность - экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление и защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. , из которых она состоит(ресурсы, природные богатства, людские ресурсы, производственные фонды, непроизводственные, финансовые итд)

Правовой основой функционирования системы обеспечения национальной безопасности являются:

Конституция РФ

ФЗ « о безопасности», « о государственной границе», «о государственной тайне»

Государственная стратегия экономической безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности до 2020, военная доктрина, доктрина информационной безопасности итд

Структура национальной безопасности:

    Президент РФ. Возглавляет и формирует Совет Безопасности, даёт санкции, назначает и освобождает высший командный состав, является верховным главнокомандующим

    Совет Безопасности- конституционный орган, который осуществляет подготовку решений.

Субъекты экономической безопасности:

    государство,

    налоговая и таможенная служба,

    все структуры рыночной экономики

    производители

    общество

Виды экономической безопасности:

    производственно- технологическая

    промышленная

    продовольственная

    экологическая

    экономическая

    энергетическая

    информационная итд

Уровни экономической безопасности:

    Международный(глобальная и региональная)- совокупность международных уровней, договорённостей, при которому каждому государству обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему давлению, рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимовыгодной сотрудничество со стороны остальных стран.

Принципы экономической безопасности:

Равноправие всех государств

Свобода выбора и пути развития

Обеспечение суверенитета государства над природными ресурсами

Взаимовыгодное сотрудничество в разных отраслях

Принцип мирного урегулирования экономических споров

Специальные льготы в отношении слаборазвитых стран

2. национальная экономическая безопасность -состояние экономики и институтов власти при который обеспечивается защита национальных интересов, социально-ориентированное развитие страны, достаточный экономический и оборонный потенциал, даже при наиболее благоприятном развитии внутренних и внешних процессов.

3. локальный - безопасность определённых отраслей

4. Частный - защита предприятий и личности, состояние организационных отношений, когда обеспечивается стабильность организации

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

Внешние:

    утечка умов за границу

    бегство капитала за рубеж

    внеше-государственный долг

    излишняя открытость экономики. Степень открытости определяется: 1. экспортной квотой-отношение стоимости экспорта к стоимости валового продукта 2 объём экспорта на душу населения.

Внутренние:

Нарастание структурной деформации

Снижение инвестиционной и инновационной безопасности

Разрушение научно- технического потенциала страны

Действие устойчивой тенденции превращение страны в топливно-сырьевую переферию развитых стран

Усиление имущественного расслоения общества

Криминализация экономики и общества

Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности.

Национальная безопасность- - есть состояние защищености жизненно важных интересов личности, общества и государства, достигаемое совместными действиями государственных и общественных институтов путем гибкого использования экономических, политических и иных средств как во внутренней политике, так и в международных отношениях.

Исходя из этого, под экономической безопасностью мы будем понимать часть национальной безопасности, при которой обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.

Высокий уровень экономической безопасности, который определяется уровнем экономического развития страны, позволяет:

    проводить независимую экономическую политику, в частности, самостоятельно осуществлять крупные экономические мероприятия, не связывая это с получением финансовой или иной помощи из-за рубежа;

    поддерживать стабильность действующих в стране экономических нормативов (прежде всего в части, касающейся уровня жизни населения, их соответствия стандартам, общепринятым в мировой практике или директивно утвержденным на конкретный период времени);

    с минимальными потерями реагировать на мировые и региональные финансовые и иные кризисы, резкие геополитические изменения в мире и быстро восстанавливать утраченное равновесие;

    оказывать помощь другим странам, в частности сопредельным, в случае, когда сложившаяся там несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах государства.

Будучи частью системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: финансового, энергетического, продовольственного, оборонно-промышленного. Основными индикаторами, характеризующими данные виды, являются: объем ВВП, валовой сбор зерна, доля ВВП расходов на оборону, уровень инфляции, доля затрат на науку, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня, уровень безработицы, внешний и внутренний долг. Существует более 160 индикаторов экономической безопасности, после анализа которых можно сделать вывод об индексе "комплексной национальной силы" государства, составляющими которого являются такие компоненты, как способность вносить вклад в международное сообщество, способность к выживанию, возможность силового давления.

Концепция и государственная стратегия экономической безопасности России.

1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608)

Основные положения:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

Вторая половина 90-х годов XX в. ознаменована возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам национальной безопасности страны. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики обусловило необходимость разработки и утверждения основных понятий в системе национальной безопасности.

Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.

На современном этапе экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.

В период с 1996 года по 2005 год проведены научные исследования и опубликован ряд научных работ, коллективных монографий по этой проблематике Сенчагова В.К., Олейникова Е.А., Грунина О., Гусева Г. и др. Во многих вузах страны введены в учебный процесс и преподаются специальные курсы по национальной безопасности и различным ее аспектам. Актуальность проблематики проблем экономической безопасности нашла свое отражение в работе всероссийских и международных научно-практических конференций.

В работе рассмотрены общие проблемы экономической безопасности России, связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей.


Признаками государства являются :

· наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;

· право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;

· определенная территория, на которую распространяется юрисдикция государства и на которой проживает ее население.

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости .

Существуют следующие виды государственной безопасности :

· геополитическая безопасность;

Геополитическая безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов.

· политическая безопасность;

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность – это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

· военная безопасность;

Военная безопасность – это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

· экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики – главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз .

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

· экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности – это:

· функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

· налоговые и таможенные службы;

· банки, биржи, фонды и страховые компании;

· производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

Термин «стратегия» имеет два основных значения: искусство ведения войны; искусство руководства общественной жизнью.

Во втором значении этот термин выступает в различных видах: в теории игр -- возможный способ действия игрока или коалиции; стратегия в ценообразовании; стратегия инновационная; стратегия конкурентная; стратегия импортозамещения; стратегия маркетинга широкого проникновения; стратегия предприятия; стратегия региональная; стратегия экономическая и др.

Здесь речь пойдет о стратегии экономической безопасности. Выбор стратегии экономической безопасности должен исходить из ее целей и задач, которые она должна решать. Например, если цель нашей страны «выживание», то это одна стратегия. Если цель «Великая Россия», то это другая стратегия.

Вторая половина 90-х гг. XX в. ознаменована повышенным вниманием властных структур и общественности к проблемам экономической безопасности. Проиллюстрируем это положение на примере нашей страны.

Доктрина экономической безопасности в России одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федераций (Основные положения)». Во исполнение и развитие данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены: цель и объекты для дарственной стратегии экономической безопасности России; сформулированы критерий и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности; описаны механизмы и меры экономической политики, нацеленные на обеспечение экономической безопасности. В декабре 1997 г. состоялась научно-практическая конференция «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. За 1997-2000 гг. вышел ряд научных работ по этой проблематике. И, наконец, в январе 2000 г. также Указом Президента была утверждена «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», в которой большое место занимают проблемы экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации состоит из четырех разделов:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

В первом разделе констатируется, что цель Государственной стратегии -- обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает: характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу; определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации; формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей -- макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, теологических, технологических и др.

Во втором разделе отмечается, что наиболее вероятными угрозами являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира, и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т. д.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном таким фактором, как рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного дохода.

В третьем разделе указывается, что состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами, обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения; устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности; рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок; поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса; сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации; создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти; определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

В четвертом разделе определены меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, которые должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности России названы мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

В этом разделе признано необходимым разработать количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, а также определены следующие основные направления деятельности государства по обеспечению экономической безопасности России.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Государственная стратегия экономической безопасности, как и национальной безопасности России в целом, должна исходить главным образом из идеологии экономического роста, промышленного и научно-технического прорыва, поскольку лишь на этой основе можно достичь высокого уровня и качества жизни населения, его социальной защищенности.

Главная стратегическая цель экономической стратегии заключается в высоких темпах экономического роста.Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. - СПб.: Вектор, 2005. - с. 50-458

Таблица 1. - Показатели экономической безопасности России.Составлено и рассчитано по данным: Сб.: Экономическое и социальное положение России в 2008 году. // Комплексный доклад / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики России. - М.: 2009.

Наименование показателя

Пороговые значения

Факт 2000 г.

2008 г. к пороговому

значению, %

1. Способность экономики к устойчивому росту

Темп роста ВВП к предыдущему году (в сопоставимых ценах), %

ИФО промышленности к предыдущему году, %

Объем оборота розничной торговли к ВРП, %

ИФО продукции с/х к предыдущему году, %

Инвестиции в основной капитал к ВРП, %

Степень износа основных фондов, %

2. Устойчивость финансовой системы

Дефицит консолидированного бюджета к ВРП, %

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, %

3. Поддержка научного потенциала

Ассигнования в науку к ВРП, %

Численность студентов на 10000 населения, чел.

Численность занятых в науке к занятым в эконом. %

Расходы на образование к ВРП, %

4. Уровень и качество жизни населения

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, %

Соотношение денежных доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, раз

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, раз

Уровень безработицы по методологии МОТ к ЭАН, %

Расходы на здравоохранение к ВРП, %

Расходы на культуру к ВРП, %

Обесп. жильем, кв.м в среднем на 1 жителя

5. Демография

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 жителей)

Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения)

Коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения)

Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся)

6. Правонарушения

Количество преступлений на 10000 населения,

7. Охрана окружающей среды

Выбросы вредных веществ на 1 жителя, тонн

Понятие экономической безопасности. Стратегия обеспечения экономической безопасности. Специфика обеспечения экономической безопасности в регионе. Угрозы экономической безопасности России в начале XXI столетия

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Экономическая безопасность - такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защищенность хозяйственных интересов государства, общества и личности по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Ее формирует совокупность факторов, обеспечивающих суверенность национальной экономики, ее внутреннюю устойчивость, способность к постоянному развитию и обновлению, повышению конкурентоспособности.

Объектами экономической безопасности в Российской Федерации, согласно действующему законодательству, являются: личность; общество; государство; основные элементы экономической системы.

К субъектам экономической безопасности относят государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, граждан, общественные и иные организации и объединения.

Экономическая безопасность предполагает:

  • во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и ее геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития, обеспечивать реализацию ее интересов;
  • во-вторых, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам путем повышения эффективности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.

В последние десятилетия понятие экономической безопасности было дополнено таким важным элементом, как конкурентоспособность национальной экономики в целом и ее ведущих отраслей на мировом рынке.

Экономическая безопасность есть часть национальной безопасности, ее ведущее звено. Кроме того, в каждом из существующих структурных элементов национальной безопасности можно выделить экономический аспект.

Сегодня национальную экономическую безопасность можно рассматривать по отношению к процессам глобализации, международной конкуренции; мировым и внутренним кризисам; к политическому и военному противостоянию с другими государствами и блоками, в том числе вооруженному.

Обеспечение экономической безопасности России является краеугольным камнем при интеграции страны в мировую экономику. Только при наличии четкой соответствующей стратегии она может занять подобающее ей место в мире.

В настоящее время принято говорить о трех важнейших элементах экономической безопасности.

  • 1. Экономическая независимость. В современном мире она не носит абсолютного характера, ибо национальные хозяйственные комплексы большинства стран тесно переплетены друг другом. В этих условиях речь идет о возможности контроля государства над национальными ресурсами, достижения такого уровня эффективности производства и качества продукции, который обеспечивает конкурентоспособность страны на внешних рыках.
  • 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики. Она предполагает создание надежных условий и гарантий собственности и предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (криминальные структуры, серьезные разрывы в распределении доходов, грозящие вызвать социальные потрясения, И Т.Д.).
  • 3. Способность к саморазвитию. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников становятся обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Для построения эффективной системы экономической безопасности необходимо выявление наиболее опасных угроз, их ранжирование, определение проблем, нуждающихся в оперативном устранении или последовательной стратегической нейтрализации.

Под угрозой понимается совокупность факторов и условий, порождающих опасности для устойчивого функционирования национальной экономики или международной экономической системы. Причем следует разграничивать угрозы экономической безопасности и слабости системы. Например, слабостью национальной экономической системы является слабость развития в стране высоких технологий, а угрозой - факторы, способные помешать их развитию.

Систему обеспечения экономической безопасности государства необходимо рассматривать по двум направлениям: подавлять угрозы и ликвидировать слабости, которые и делают экономику открытой для угроз.

При этом важно различать угрозы для стабильности экономической системы и угрозы национальной безопасности в целом, которые носят экономический характер. Это далеко не одно и то же.

С одной стороны, ряд угроз для экономической системы не являются угрозами национальной безопасности. Например, несбалансированное и неоправданно высокое увеличение расходов на экологию будет представлять угрозу экономической стабильности, но не будет являться угрозой национальной безопасности. С другой стороны, некоторые угрозы, имеющие критическое значение для обеспечения национальной безопасности, не являются прямыми угрозами для экономической системы. Так, сокращение расходов на содержание армии для уменьшения дефицита бюджета будет разумной мерой с экономической точки зрения, но в то же время губительной для национальной безопасности государства.

Угрозы национальной экономической безопасности можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся:

  • неэффективная структура народного хозяйства, низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;
  • демографический кризис, сокращение населения, неконтролируемая миграция;
  • излишняя доля наличного денежного оборота, подпитывающего теневую экономику;
  • наличие в экономике значительного числа нежизнеспособных технологически отсталых предприятий;
  • ослабление научно-технического потенциала страны, вывоз (зачастую нелегальный) за ее пределы результатов перспективных НИОКР и конкурентоспособных технологий;
  • высокая степень физического износа основных фондов большинства предприятий;
  • неравномерность социально-экономического развития регионов, поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;
  • высокая затратность, касающаяся практически всех факторов производства - труда, капитала, материалов, энергии;
  • значительная доля теневого сектора экономики, криминализация хозяйственной деятельности, включение ее в сферу влияния транснациональной организованной преступности;
  • отставание прироста разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов от темпов их добычи;
  • неэффективная структура экспорта и импорта, существенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка по ряду товарных позиций;
  • высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое отсутствие «среднего класса» в российском обществе, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, существование очагов высокой локальной концентрации безработицы и прочее, что нарушает социальную стабильность в стране.

К внешним угрозам можно отнести:

  • высокую долговую нагрузку на экономику, созданную за последние годы крупными заимствованиями фирм, где государство имеет значительную долю в капитале (например, Газпром);
  • зависимость страны от импорта технологий и продовольствия;
  • негласную поддержку мировыми державами очагов регионального сепаратизма и национализма, дестабилизирующих социально-экономическую и политическую обстановку в России. Опыт разных стран, в том числе нашей, свидетельствует, что

угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме.

Обеспечение безопасности национальных интересов России в сфере экономики предполагает:

  • 1) способность поддерживать в ближайшее десятилетие рост ВВП выше, чем в среднем по миру;
  • 2) повышение национальной конкурентоспособности, прежде всего в обрабатывающих отраслях, и увеличение в 5-6 раз доли предприятий, функционирующих на основе высоких технологий;
  • 3) устойчивый рост реальных доходов населения, заработной платы, пособий; сокращение в 3-4 раза слоя бедных людей и формирование среднего класса с соответствующим уровнем платежеспособного спроса;
  • 4) эффективную банковскую систему, способную поддерживать достаточный уровень кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП;
  • 5) повышение в структуре экспорта доли продукции обрабатывающих отраслей; сохранение безопасного уровня импорта, особенно продовольствия (не более 25% розничного товарооборота);
  • 6) независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения;
  • 7) сохранение единого экономического пространства;
  • 8) недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.

Обобщая сказанное, можно выделить три важнейших направления гарантии экономической безопасности страны: долгосрочный устойчивый рост ВВП, опережающий по темпам средние мировые,

европейские и азиатские показатели, повышение конкурентоспособности экономики, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян.

Экономическая безопасность -- совокупность качественных характеристик (свойств) состояния и направления развития объекта, обеспечивающих его целостность, управляемость, стабильность сущностных характеристик, сохранность различного рода потенциалов (ресурсов) объекта, а также его рейтинга в окружающем мире при возникновении как внутренних, так и внешних вызовов или угроз экономического характера, а также при воздействии неблагоприятных экономических факторов.

Термин «национальная безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны.

Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность.

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

  • - экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;
  • - стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.;
  • - способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.

Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

  • 1)Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;
  • 2)Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;
  • 3)Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

  • 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.
  • 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
  • 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Аспекты деятельности, непосредственно, влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности:

  • 1. Разработка, принятие и исполнение законодательных актов, оптимально обеспечивающих сохранение и поддержание этого уровня
  • 2. Контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств
  • 3. Борьба с коррупцией на всех уровнях
  • 4. Инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств
  • 5. Усиление и оптимизация деятельности спецслужб и армии
  • 6. Развитие и оптимизация политической и экономической системы управления государством
  • 7)Глубокий, всесторонний анализ и создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф и максимально эффективного устранения возможных последствий.

Контрольные тестовые задания

  • 1. Социально-экономическими угрозами деятельности фирмы являются:
  • 1)конфликты в коллективе;
  • 2)противоправная деятельность органов исполнительной власти, правоохранительных и контролирующих органов;
  • 3)деятельность органов законодательной и исполнительной власти, приводящая к крупным экономическим потерям;
  • 4)угрозы техногенного характера.

Основной угрозой для деятельности фирмы являются конфликты в коллективе, так как это приводит к снижению производительности, работоспособности, к увеличению враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.

  • 2. Государственным приоритетом в стратегии экономической безопасности Российской Федерации (в реальном секторе экономики является):
  • 1) обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;
  • 2) повышение эффективности использования природных ресурсов;
  • 3) улучшение использования имеющихся производственных мощностей;
  • 4) рост производства при сохранении имеющейся промышленной структуры.

Обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Среди разработок по данному вопросу, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить "Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации", одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

  • 3. К критериям экономической безопасности относят такие параметры, как:
  • 1) ресурсный потенциал страны;
  • 2) уровень и качество жизни;
  • 3) конкурентоспособность экономики;
  • 4) целостность территории.

Критерии экономической безопасности характеризуют качественную плоскость, на основе которой формируется противодействие опасности. Например, способность экономической системы противостоять опасности определяется такими критериями, как обеспеченность ресурсами, технологиями, организацией и уровнем развития производства, финансов, менеджмента, маркетинга, юридической и охранной служб и другое. Таким образом, критерий экономической безопасности - это признак, на основании которого определяется состояние и способность экономической системы противостоять проявлениям опасности.

Практическое задание

техногенный экономический угроза внешний

«Вы летите в самолете. Происходит его захват террористами. Ваши действия»

Несмотря на серьезные меры безопасности и контроля, террористам удается проникнуть на самолет. Если вы оказались в захваченном самолете, постарайтесь соблюдать следующие правила:

  • 1. Выполняйте инструкции членов экипажа. Члены экипажа прошли специальную подготовку по выполнению своих обязанностей в чрезвычайной обстановке. Не предпринимайте самостоятельных действий, если необходимость в них не будет вызвана крайними причинами. Прежде чем предпринять какие-либо действия, подумайте. Спокойный, уравновешенный, трезвомыслящий человек успокоит других пассажиров.
  • 2. Не привлекайте к себе внимания какими-либо действиями. Это наиболее важное правило выживания в случае угона самолета. Не устанавливайте визуального контакта с террористами. Не жалуйтесь. Сделайтесь незаметным. Примите нейтральную позу; не показывайте своего страха или гнева без необходимости.
  • 3. Не задавайте вопросов. Вы не только обратите на себя внимание, но и разозлите террористов.
  • 4. Будьте готовы к худшему. Во многих случаях террористы проявляют жестокость и грубость. Не пытайтесь урезонить их. Никогда недооценивайте их порочность. Если им хватило безрассудства захватить самолет, они способны к непредсказуемым действиям, на любую провокацию. Они будут нервничать, потому что только несколько террористов предпринимали попытку захвата самолета ранее. Им потребуется время, чтобы привыкнуть к этой обстановке. Не предпринимайте никаких действий, которые бы заставили их действовать бездумно по причине страха или гнева. Кроме этого, они могут попытаться подвергнуть вас или других пассажиров унижению. Воспринимайте их оскорбления без жалоб. Если вы настроите их против себя, позже они с вами рассчитаются.
  • 5. Держите в памяти все происходящее на борту самолета. В случае вашего освобождения или побега вы можете быть опрошены властями для получения ими ценной информации.
  • 6. Будьте готовы к возможной попытке освобождения самолета. Если вы услышите шум за бортом, не подавайте вида, что вы смотрите в окно или в сторону этих звуков. Пригнитесь в своем кресле и приготовьтесь прикрыть голову или защитить своих детей.
  • 7. Как только попытка освобождения самолета началась, ни во что не вмешивайтесь. Считайте, что сотрудники службы безопасности - это профессионалы, и они знают, что делают. Просто выполняйте их указания. Чтобы не случилось, не подбирайте брошенное оружие. Ваши спасители могут убить любого человека, у которого в руках оказалось оружие.
  • 8. Будьте осторожны.
error: