Государственная программа российской федерации. Федеральные целевые программы Об утверждении гос программы рф развитие здравоохранения

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №294. Этим постановлением признано утратившее силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. №2511-р.

Ответственный исполнитель: Министерство здравоохранения Российской Федерации(). Соисполнитель: Федеральное медико-биологическое агентство ().

Участники программы: Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство научных организаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное дорожное агентство, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

  • первый этап: 2013 – 2015 год
  • второй этап: 2016 – 2020 год

Объёмы бюджетных ассигнований, тыс. рублей

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Средства федерального бюджета (по предварительной оценке 2451185163,2 тыс. рублей) 413096449,8 357154180,6 260503600,8 262867673,8 263304352,2 286879826,8 299241851,9 308137227,3
Средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (по предварительной оценке 11079448074,3 тыс. рублей) 855100000 1278914456 1336464817,5 1396605734,3 1459452992,4 1525128377 1586133512,1 1641648185
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (по предварительной оценке 13090239782 тыс. рублей) 1059200000 1240116074,5 1452032467,1 1521253067,1 1684669055,1 1857824179,3 2042263268,1 2232881670,8
ИТОГО:
Общий размер средств составляет: 26 620 873 019,5

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения;
  • снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения до 622,4 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от туберкулеза до 11,2 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 10 литров на душу населения в год;
  • снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов;
  • снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом активный туберкулез, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. населения) до 61,6 случая на 100 тыс. населения;
  • обеспеченность врачами составит 40,2 человека на 10 тыс. населения;
  • количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, составит 3 человека;
  • повышение отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 200 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года

Александров М.А. Центр изучения проблем здравоохранения

В статье рассмотрены цели, структура, направления и сроки реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее по тексту - Программа) является стратегическим документом развития отрасли. В ней определены цели и основные направления российского здравоохранения до 2025 года. Ответственным исполнителем Программы утвержден Минздрав России.

Впервые федеральная Программа в области здравоохранения разрабатывалась в соответствии с новыми «Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242.

Цели Программы

Основными целями Программы являются:

1) увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76 лет;

2) снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения;

3) снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения;

4) снижение к 2025 году смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 185 на 100 тыс. населения;

5) повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи до 54 процентов.

Результативность Программы зависит от достижения количественно измеряемых показателей запланированных целей. Как видно, запланированные показатели ожидаемой продолжительности жизни и смертности очень оптимистичны. Однако не совсем понятно, от чего россияне будут умирать ближе к 2025 году, ведь именно с увеличением продолжительности жизни в структуре заболеваемости растет доля болезней системы кровообращения и новообразований - основных причин смертности. Если люди будут доживать до той же онкологии, то смертность от онкологических заболеваний только вырастет. Такая тенденция наблюдается во всех развитых странах со стареющим населением. Все показатели целей Программы рассчитаны на 100 тыс. населения, а не по половозрастным группам. В связи с этим есть вопросы к расчету реальной эффективности Программы.

Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи

Количественные показатели цели № 5 «Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи» с подробной детализацией по годам также вызывают вопросы. Все мы знаем о качестве проводимых социологических опросов в здравоохранении, в том числе по линии ОМС. Существующие методики сбора и обработки информации не в полной мере соответствуют современным требованиям к проведению социологических исследований. Наибольшие проблемы возникают со сбором первичных данных. При организации опросов часто не соблюдаются требования анонимности, не объясняются цели и задачи анкетирования, выбирается неудобное время и место проведения опроса, не объясняется порядок заполнения анкет. Не определяется репрезентативность выборки по половозрастному составу, причинам обращения в лечебное учреждение, нозологиям и т.д.

О качестве проводимых социологических исследований в системе здравоохранения можно судить по результатам уже проведенных опросов. Можно вспомнить случай, когда в 2013 году на сайте Минздрава России были опубликованы результаты изучения удовлетворенности населения медицинской помощью в 2011-2012 годах в разрезе субъектов РФ. Общее количество респондентов составило более 1,5 млн. человек. Удовлетворенность оценивалась по таким показателям как: длительность ожидания в регистратуре, на прием к врачу, при записи на лабораторные и инструментальные исследования, недоступность некоторых врачей-специалистов, удовлетворенность работой врачей, уровень технического оснащения медицинских учреждений и длительность ожидания госпитализации.

Там же сообщалось, что независимые опросы, проведенные страховыми медицинскими организациями в 3537 стационарах и в 6459 учреждениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, показали, что за период реализации региональных программ модернизации здравоохранения значительно увеличилась удовлетворенность населения оказанной им медицинской помощью с 53% в 2011 году до 72% к началу 2013 года.

Известно, что общественное мнение обладает инертностью, поэтому для столь значимого его изменения за столь короткий промежуток времени были нужны серьезные изменения системы здравоохранения, чего не было.

Вообще достоверность первичных социологических данных зависит от многих факторов: профессиональной подготовки организаторов и исполнителей социологического опроса, качества методического обеспечения, включая подготовку программы исследования, определение репрезентативности выборки, разработку анкет и инструкций по их заполнению, обеспечение анонимности анкетирования и т.д. На достоверность данных может влиять и то, что удовлетворенность населения медицинским обслуживанием входит в систему показателей оценки деятельности региональных органов власти.

Тогда чемпионами по повышению показателей удовлетворенности населения медицинской помощью стали Новгородская область (рост в 2,22 раза, прирост на 121,9%), Республика Саха (Якутия) (рост в 2,07 раза, прирост на 107,3%) и Вологодская область (рост в 1,93 раза, прирост на 92,7%). Лучшие показатели удовлетворенности населения медицинской помощью в 2012 году были у Хабаровского края (96%) и г. Москвы (95%). Ненамного отстали со своими 94% Алтайский край, Приморский край и Новосибирская область. Нет смысла комментировать эти показатели.

Получается, что все запланированные в Программе показатели удовлетворенности населения качеством медицинской помощи мы уже достигли и даже перевыполнили. Необходимо отметить, что методики проведения социологических исследований в здравоохранении, утвержденные Минздравом России и Федеральным фондом ОМС, с того времени практически не изменились. Интересно, что вопросами удовлетворенности качеством медицинской помощи занимается и Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны (ФСО) России, чьи данные размещены на сайте Минздрава России. Однако мы ничего не знаем о методике проведения этих исследований. Кстати, результаты проведенных исследований ФСО более соответствуют показателям удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, запланированным в Программе, - удовлетворенность населения медицинской помощью по данным ФСО в марте-июле 2015 года составила 40,4% (выборка составила 90 тысяч респондентов).

Финансирование Программы

Общий размер финансирования Программы составит 34910398190,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2018 год - 3875167871,3 тыс. рублей;

на 2019 год - 3958918478,1 тыс. рублей;

на 2020 год - 4142170871 тыс. рублей;

на 2021 год - 4300148194 тыс. рублей;

на 2022 год - 4434248194 тыс. рублей;

на 2023 год - 4577248194 тыс. рублей;

на 2024 год - 4729248194 тыс. рублей;

на 2025 год - 4893248194 тыс. рублей.

Деньги пойдут по 9 основным направлениям (подпрограммам):

1. Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни.

2. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины.

3. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей.

4. Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении.

5. Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья.

6. Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья".

7. Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.

8. Информационные технологии и управление развитием отрасли.

9. Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

Государственная программа развития здравоохранения на 2018 — 2025 годы утверждена Постановлением Правительством РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»».

Государственная программа развития здравоохранения на 2018-2025 годы будет профинансированна объемом более 34,9 трлн. рублей.

Среди целей программы:

  • увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76 лет;
  • снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения;
  • снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения;
  • снижение к 2025 году смертности от новообразований до 185 на 100 тыс. населения;
  • повышение к 2025 году доли населения, удовлетворенного качеством медицинской помощи, до 54 процентов.

Государственной программой предусмотрено развитие следующих направлений (подпрограмм):

  • совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
  • развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
  • развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
  • развитие кадровых ресурсов в здравоохранении;
  • развитие международных отношений в сфере охраны здоровья;
  • экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья;
  • медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан;
  • информационные технологии и управление развитием отрасли;
  • организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

Постановлением признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1.Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

2.Министерству здравоохранения Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденную настоящим постановлением, на официальном сайте Министерства, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной настоящим постановлением.

4.Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2057);

пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2225);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 539 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст. 2924);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. N 964 «О внесении изменений в приложение N 9 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст. 5288).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Если информация оказалась полезной, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

2. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок разработки и реализации региональных целевых программ в области здравоохранения.
3. Региональные целевые программы в области здравоохранения, в том числе направленные на выравнивание различий в уровне оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в различных административно-территориальных образованиях субъекта Российской Федерации, создаются на основе федеральных целевых программ в области здравоохранения в соответствии с заложенными в них обязательными государственными нормами и нормативами с учетом особенностей, потребностей и возможностей субъектов Российской Федерации. Региональные целевые программы в области здравоохранения не могут ограничивать гарантированные государством нормы и нормативы, включенные в федеральные целевые программы в области здравоохранения.
4. Федеральные и региональные целевые программы в области здравоохранения формируются с учетом государственных социальных стандартов в области здравоохранения.
5. Органы местного самоуправления участвуют в выполнении федеральных и региональных целевых программ в области здравоохранения, в том числе по инвестиционной и кадровой политике. Финансирование конкретных программ в этом случае осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, иных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. В реализации федеральных и региональных целевых программ в области здравоохранения участвуют в соответствии с договорами (контрактами) организации здравоохранения независимо от форм собственности. Выбор организаций здравоохранения для реализации федеральных и региональных целевых программ в области здравоохранения осуществляется на конкурсной основе.

31245 0

Последовательная реализация государственной политики в сфере здравоохранения, выполнение федеральных и региональных медико-социальных программ позволили достичь определенных результатов по сохранению здоровья жителей Российской Федерации, улучшению деятельности системы здравоохранения.

Повысилась заинтересованность органов государственной власти, руководителей организаций и предприятий области в решении проблем охраны здоровья граждан.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в здравоохранении России остается ряд нерешенных проблем. Среди них сохраняющееся несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.

Отмечается недостаточная доступность медицинской помощи, особенно для наименее обеспеченных слоев населения, и высокая дифференциация муниципальных образований в показателях здоровья населения и обеспечении здравоохранения необходимыми ресурсами. Нарастает коммерциализация государственного и муниципального здравоохранения, одной из причин чего является отсутствие эффективных действующих механизмов государственного регулирования в этой сфере.

Несмотря на выделяемые государством для развития здравоохранения дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы, эффективность их использования остается невысокой. Отсутствие адаптированной к рыночным механизмам системы мотивации груда не позволяет сполна использовать имеющиеся резервы работников здравоохранения для повышения объема и качества оказываемой населению медицинской помощи. Остались нерешенными ряд вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров работников здравоохранения, выработкой комплекса мер по их социальной защите.

У большей части населения отсутствует мотивированное ценностное отношение к собственному здоровью как к необходимому жизненному ресурсу, что, в свою очередь, оказывается главным фактором, препятствующим формированию среди населения здорового образа жизни. По-прежнему большое влияние на состояние общественного здоровья имеют поведенческие факторы и вредные привычки: распространенность алкоголизма, табакокурения, отсутствие интереса к занятиям физической культурой среди значительной части населения.

Несмотря на наметившуюся позитивную тенденцию, показатель средней продолжительности предстоящей жизни в РФ остается на низком уровне (мужчины — 61,8; женщины — 74,2 года) и отстает от ряда развитых стран. Например, в Японии этот показатель составляет для мужчин 78,6, для женщин — 85,6, в Норвегии соответственно 77,8 и 82,8, в Швеции — 78,5 и 82,9 года.

Сохраняется высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего по причине сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, дорожно-транспортных происшествий. В заболеваемости населения увеличивается доля невротических и психических расстройств, по причине употребления алкоголя, психотропных веществ, отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда, нарушением санитарно-гигиенических норм и правил.

Продолжается углубление дифференциации показателей здоровья населения в зависимости от социального и имущественного положения. Остается высокой заболеваемость инфекционными и социально значимыми болезнями, на распространенность которых по-прежнему значительное влияние оказывает недостаточный уровень жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.).

Медико-социальная диагностика и анализ проблем, характеризующих современное состояние здоровья населения, а также изучение социальных запросов общества в сфере здравоохранения позволили авторам разработать, научно обосновать и представить в МЗиСР РФ комплекс мер по совершенствованию здравоохранения на региональном уровне.

Эти меры, в частности, вошли в комплекс мер по развитию здравоохранения РФ на период до 2020 года, которые были рассмотрены и одобрены II Съездом Российской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья».

Таким образом, приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения следующие:

1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами.
2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин.
3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста.
4. Снижение уровня социально значимых заболеваний.
5. Сокращение распространенности инфекционных болезней.
6. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью.
9. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения.
10. Создание необходимых условий для инновационного развития здравоохранения.
11. Модернизация системы подготовки и переподготовки кадров в здравоохранении.
12. Совершенствование законодательной базы здравоохранения.

1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами

Существующий в настоящее время разрыв показателей здоровья населения России и экономически развитых стран в первую очередь связан с отсутствием научно обоснованной государственной политики в области охраны здоровья граждан, недостаточным ресурсным обеспечением отрасли, а также несовершенством механизмов эффективного использования выделяемых на нужды здравоохранения материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов.

Для решения этой проблемы необходима, прежде всего, реализация следующих мер:

Разработка и обеспечение реализации (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) эффективной государственной политики в сфере охраны здоровья граждан;
. введение индекса гуманитарного развития в качестве критерия оценки социально-экономического развития регионов;
. проведение анализа причин выявленных различий показателей здоровья населения из разных социально-экономических групп;

Введение мониторинга и оценки эффективности мероприятий, осуществляемых с целью ликвидации имеющихся различий показателей здоровья населения в отдельных социально-экономических группах;
. обеспечение большей доступности медико-социальной помощи для малообеспеченных групп населения за счет гибкой системы льгот, пособий и др.

2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин

От реализации этого приоритетного направления развития здравоохранения во многом зависит ответ на вопрос, сумеет ли Россия в обозримом будущем выйти из демографического кризиса или нет.

Именно поэтому необходимо ставить и решать стратегические задачи по снижению показателя младенческой смертности в среднем по Российской Федерации до 7,5%о (в субъектах РФ, достигших этого значения, — снижение этого показателя до среднеевропейского уровня); сокращению не менее чем на 50% уровня смертности и инвалидности, связанных с несчастными случаями и актами насилия среди детей; сокращению числа детей, рождающихся с массой тела менее 2500 г, по крайней мере, на 20%; снижению показателя материнской смертности в среднем по Российской Федерации до 18,5 на 100 тыс. живорожденных (в субъектах РФ, достигших этого значения, — снижение этого показателя до среднеевропейского уровня).

Важнейшими являются задачи по сокращению случаев смертности и инвалидности среди школьников и подростков (связанных с актами насилия и несчастными случаями), по крайней мере, на 50%; сокращению числа молодых людей, которым свойственны вредные привычки поведения, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя на 30%; уменьшению числа беременностей у девочек-подростков, по крайней мере, на 25%.

Для достижения этих задач необходимо выполнение следующего комплекса мер:

Расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию детей всех возрастов;
. увеличение объемов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи детям;
. внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей;
. создание в стране сети современных перинатальных центров;
. обеспечение родильных домов современным медицинским оборудованием и специальным санитарным транспортом;
. развитие служб планирования семьи и безопасного материнства;
. интеграция родовспомогательных учреждений с обшей лечебной и специализированной сетью;
. внедрение принципов ВОЗ по интегрированному ведению болезней детского возраста;
. внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к ребенку»;
. приближение служб первичной медико-санитарной помощи к условиям повседневной жизни школьников и подростков (домашняя среда, школы и другие учебные заведения, места отдыха);
. разработка и реализация региональных медико-социальных программ по улучшению здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов;
. разработка и реализация межведомственных программ по проблемам наркомании, самоубийств, употребления алкоголя, предупреждению несчастных случаев;
. реализация концепции ВОЗ по формированию школ, содействующих укреплению здоровья;
. внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к подростку» и др.

3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста

Это приоритетное направление, безусловно, имеет не только медико-социальное, но и политическое значение.

Люди, проработавшие десятки лет и достигшие пожилого возраста, вправе требовать от общества более высокого уровня медицинской помощи. В этом случае перед здравоохранением встают задачи по повышению, по крайней мере, на 5-7% показателя средней продолжительности предстоящей жизни, а также увеличению на 30-50% числа людей в возрасте 80 лет, обладающих таким уровнем здоровья, который позволяет им сохранять независимость, самоуважение и надлежащее место в обществе.

Достижение этих результатов, конечно, не является задачей только одной системы здравоохранения.

Для их решения необходим межсекторальный подход с реализацией следующего комплекса мер:

Координация деятельности служб здравоохранения и социальной защиты;
. развитие первичной медико-санитарной помощи с учетом реальной потребности пожилых людей;
. систематические профилактические меры, направленные на улучшение слуха, подвижности (замена головки тазобедренного сустава), зрения, протезирование зубов;
. организация гериатрической службы во всех субъектах РФ;
. улучшение качества и доступности реабилитационной помощи;
. подготовка специалистов в области паллиативной помощи;
. развитие сети больниц для инкурабельных больных (хосписов);
. создание условий для достойного ухода пожилых больных людей из жизни (предоставление возможности умирать в том месте, которое они выберут, и в окружении тех людей, которых они хотели видеть, по возможности без боли и мучений) и др.

4. Снижение уровня социально значимых заболеваний

Долгие годы это приоритетное направление в здравоохранении остается скорее политической декларацией, нежели системой целенаправленных, ориентированных на конкретные результаты действий, подтверждением чему служит анализ распространенности и социально-экономических последствий социально значимых заболеваний, представленный в разделе - Проведение углубленного исследования структуры и уровня «социопатий», выявление их основных тенденций и причинно-следственных связей позволяют научно обосновать комплекс взаимосвязанных задач по их профилактике и снижению.

К этим задачам, прежде всего, следует отнести необходимость сокращения показателей смертности, связанной с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в среднем на 40%; сокращение смертности от злокачественных новообразований различных локализаций, по крайней мере, на 15% и уменьшение смертности вследствие рака легких на 25%; сокращение на 30% числа ампутаций, слепоты, почечной недостаточности и других серьезных расстройств, связанных с сахарным диабетом.

В числе этого комплекса задач важнейшими также являются снижение показателей заболеваемости, инвалидности и смертности, связанных с хроническими болезнями органов дыхания, костно-мышечными нарушениями и другими распространенными хроническими болезнями; профилактика психических расстройств и сокращение числа самоубийств, по крайней мере, на 30%; сокращение, смертности и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий и других несчастных случаев, по крайней мере, на 30%.; обеспечение снижения уровней распространенности и смертности, связанных с ВИЧ-инфекцией, СПИДом и другими заболеваниями, передаваемыми половым путем и др.

Для решения этих задач и достижения конкретных результатов необходима реализация комплекса мер, причем дифференцированных по каждому из социально значимому заболеванию в отдельности.

Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний:

Разработка и внедрение современных медицинских профилактических технологий для групп высокого риска по развитию сердечно-сосудистых осложнений;
. разработка современных методов профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений;
. разработка научно обоснованных программ по организации восстановительного лечения больных инсультом и острым инфарктом миокарда;
. создание эффективной системы профилактики артериальной гипертонии и ее осложнений;
. создание системы контроля над ходом выполнения мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии;
. совершенствование системы государственного регистра больных артериальной гипертонией;
. совершенствование методов реабилитации больных артериальной гипертонией и др.

Профилактика и лечение сахарного диабета:

Проведение исследований по изучению причин возникновения и механизмов развития сахарного диабета, его осложнений;
. совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета;
. оснащение диабетологических подразделений специализированных учреждений здравоохранения необходимым оборудованием;
. организация работы школ для обучения больных сахарным диабетом;
. проведение мониторинга сахарного диабета и его осложнений;
. обеспечение функционирования государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом;
. создание мобильных лечебно-профилактических модулей, внедрение в клиническую практику современных лекарственных средств и диагностических систем и др.

Профилактика и лечение злокачественных новообразований:

Строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений, оказывающих помощь населению при онкологических заболеваниях;
. проведение исследований в области этиологии и патогенеза злокачественных новообразований;
. проведение научных исследований в области профилактики, диагностики и лечения злокачественных новообразований;
. информационная поддержка национального регистра веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека;
. обеспечение функционирования государственного регистра больных со злокачественными новообразованиями;
. совершенствование оказания специализированной медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями и др.

Профилактика и лечение психических расстройств и их последствий:

Улучшение психоэмоционального климата в быту и на производстве;
. систематическая подготовка участковых врачей, врачей обшей практики по вопросам диагностики и лечения депрессивных состояний;
. развитие системы психиатрических палат неотложной помощи;
. проведение фундаментальных и прикладных исследований по изучению факторов, влияющих на психическое здоровье;
. обучение населения рациональному поведению в экстремальных и стрессовых ситуациях и др.

Профилактика травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев:

. совершенствование современной системы санавиации и транспортировки пострадавших в кратчайшие сроки к месту оказания специализированной медицинской помощи;
. разработка и внедрение стандартов оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
. организация обучения персонала служб жизнеобеспечения (МВД, МЧС и др.) оказанию первой медицинской помощи;
. обеспечение взаимодействия, при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП и ЧС, служб здравоохранения, МВД, МЧС, федеральных и региональных органов исполнительной власти;
. оснащение современным медицинским оборудованием, санитарным транспортом, средствами связи организаций здравоохранения, принимающих участие в оказании специализированной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП, несчастных случаев и др.

Борьба с ВИЧ-инфекцией:

Реализация программ обмена использованных инъекционных игл на новые для лиц, вводящих внутривенно наркотики;
. обеспечение широкого доступа к презервативам, другим средствам индивидуальной защиты;
. обеспечение безопасности крови с помощью надлежащего скрининга и тестирования донорской крови и препаратов крови;
. обеспечение эффективного, анонимного лечения лиц с заболеваниями, передаваемыми половым путем, и др.

Профилактика и лечение туберкулеза:

Активное выявление больных туберкулезом с помощью микроскопического исследования мокроты и целевых флюорографических осмотров;
. проведение на общенациональном уровне и в соответствии с рекомендациями ВОЗ программы борьбы с туберкулезом, основанной на стратегии DOTS;
. регулярная и бесперебойная поставка всех основных противотуберкулезных препаратов;
. развитие специальных служб наблюдения за населением из таких групп риска, как мигранты, лица без определенного места жительства, ВИЧ-инфицированные и др.

5. Сокращение распространенности инфекционных болезней

Несмотря на значительные результаты, достигнутые в профилактике, ранней диагностике и лечении инфекционных болезней, в системе здравоохранения имеются достаточные резервы, а каждый год появляются и новые возможности для дальнейшего сокращения распространенности инфекционных заболеваний.

С учетом последних научных достижений в области эпидемиологии инфекционных заболеваний на ближайшее десятилетие вполне реально достижение следующих результатов:

Проведение комплекса противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения гриппа A/HI N1;
. снижение показателя распространенности дифтерии до уровня не более 0,1 случая на 100 тыс. населения;
. сокращение числа новых случаев передачи вируса гепатита В не менее чем на 80%;
. снижение распространенности эпидемического паротита, коклюша и инвазийных инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae типа b, до уровня не более 1 случая на 100 тыс. населения;
. сокращение показателя распространенности врожденного сифилиса и краснухи до уровня не более 0,01 случая на 1000 живорожденных;
. выполнение в полном объеме национального календаря вакцино-профилактики и др.

6. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания

Решение проблемы обеспечение здоровой и безопасной среды обитания человека становится все более актуальной в связи с возросшим числом техногенных катастроф, загрязнением окружающей среды, угрозы нарушения экологического равновесия.

Эта проблема, наряду с проблемой формирования здорового образа жизни, является определяющей в сохранении и улучшении здоровья населения и должна решаться на государственном уровне с участием институтов.

Важнейшая роль в ее решении отводится службе Роспотребнадзора. Население страны должно проживать в условиях безопасной окружающей среды, в которой воздействие опасных для здоровья факторов не превышает предусмотренных международными стандартами. Необходимо обеспечить значительное сокращение содержания физических, химических и микробных загрязнителей в водной и воздушной среде, а также в отходах и почве, представляющих угрозу для здоровья.

При этом надо предоставить населению всеобщий доступ к достаточным запасам питьевой воды удовлетворительного качества. Приоритетной задачей национальной безопасности становится профилактика природных и техногенных катастроф и борьба с их последствиями.

Для решения этих задач в первую очередь необходима реализация следующего комплекса мер:

. совершенствование социально-гигиенического мониторинга, интегрированного в структуру органов исполнительной власти и местного самоуправления;
. создание геоинформационной системы, отражающей пространственно-временные взаимоотношения факторов среды обитания и здоровья населения;
. снижение риска заболеваемости в 1,2-1,4 раза в зависимости от напряженности санитарно-эпидемиологической ситуации при условии снижении антропотехногенной нагрузки на 1,0%;
. создание механизма прогностического анализа последствий политических решений в области гигиенической безопасности;
. районирование среды обитания с гигиеническим ранжированием территорий по степени опасности негативного влияния на здоровье;
. зашита биосферы по критериям допустимой антропотехногенной нагрузки на окружающую природную среду и др.

7. Формирование здорового образа жизни

Состояние здоровья населения, как известно, более чем на 50% зависит от образа жизни человека, поэтому формирование здорового образа жизни среди населения служит ключом в решении многих проблем, связанных со снижением заболеваемости, инвалидизации, смертности населения, увеличением средней продолжительности предстоящей жизни.

К сожалению, приходится констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни последние десятилетия практически выпала из системы общественных и государственных приоритетов, что в результате негативно сказалось на состоянии здоровья граждан Российской Федерации.

Потребуются многие годы для формирования у населения поведенческих стратегий приверженности к здоровому образу жизни, появления доминанты ценностного отношения к своему здоровью. Но эту работу надо начинать сейчас, с постановки конкретных задач и определения реально достижимых результатов.

Какие задачи по формированию у населения здорового образа жизни представляется необходимым решить в ближайшее десятилетие? Прежде всего, надо добиться увеличения, по крайней мере, на 25-30% числа лиц, систематически занимающихся физической культурой, снижения распространенности избыточной массы тела на 20-30%, расширения ассортимента и доступности безопасных для здоровья продуктов питания.

Для минимизации негативного влияния на здоровье, прежде всего детей, вредных привычек, необходимо принять меры для увеличения доли некурящих среди лиц старше 17 лет, по крайней мере, до 50%, и до 95% среди лиц, не достигших 15 лет; снижения потребления алкоголя на душу населения до 10 л в год и исключение случаев употребления алкоголя лицами, не достигшими 15 лет. К числу таких же приоритетных задач следует отнести снижение распространенности употребления психоактивных препаратов, по крайней мере, на 25%, и случаев смертей, связанных с этим, по крайней мере, на 50%.

Безусловно, это приоритетнейшие задачи различных общественных и социальных институтов, государства в целом, но здравоохранение в решении их должно играть не последнюю роль.

При этом к первоочередным мерам с участием здравоохранения в решении поставленных задач можно отнести следующие:

. разработку и принятие «Кодекса здорового образа жизни»;
. формирование у населения поведенческих стратегий приверженности здоровому образу жизни;
. создание условий для повышения ценностного отношения населения к своему здоровью;
. подготовку специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни;
. обучение граждан здоровому образу жизни с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения;
. организацию школ пациентов (больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.);
. развитие служб анонимного лечения алкоголиков и наркоманов;
. развитие сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов и др.

8. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью

Как было отмечено ранее, одной из болезненных проблем современного здравоохранения является сохраняющееся несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.

Достижение такого соответствия путем совершенствования механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью должно быть приоритетным направлением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для решения этой задачи целесообразна реализация следующего комплекса мер:

. совершенствование законодательства по обеспечению равенства прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, одинаковой по объему и качеству, во всех субъектах РФ;
. повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение населения гарантированной бесплатной медицинской помощью;
. разработка единых для всех субъектов РФ стандартов (протоколов) ведения больных;
. совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разделение бесплатных и платных медицинских услуг в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
. широкая информированность граждан о правах в получении бесплатной медицинской помощи и др.

9. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения

В современных условиях одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения служит формирование новой системы управления.

Системы, которая обеспечивала, прежде всего, эффективное использование материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов, направляемых в отрасль. Без решения этой задачи дальнейшее наращивание ресурсного потенциала системы здравоохранения будет не эффективным.

Остается актуальной задача по разграничению полномочий в сфере здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления здравоохранения. Без этого не избежать бесконечного дублирования функций органов управления здравоохранением и отдельных медицинских учреждений (федеральных, региональных, муниципальных) в оказании тех или иных видов медицинской помощи, особенно высокотехнологических.

Требует дальнейшего продолжения работа, начатая Министерством здравоохранения РФ в 90-е годы прошлого столетия по стандартизации. Совершенствование управления отраслью, повышение качества медицинской помощи, эффективное использование ресурсов не мыслимы без разработки и установления соответствующих нормативов, правил, требований, технологических регламентов для производства медицинских товаров и услуг.

Особого внимания требует разработка научно-обоснованных подходов к формированию стандартов (протоколов) ведения больных по различным видам медицинской помощи на всех этапах ее оказания.

Постановка «па поток» высокотехнологичных медицинских услуг, создание новых медицинских центров, которые позволят сократить сроки ожидания и обеспечат доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи пациентам независимо от их места жительства, требуют скорейшей разработки клинических протоколов ведения больных по этим видам медицинской помощи.

Принципиально новые подходы должны внедряться для реализации таких важнейших функций управления, как планирование и прогнозирование. Эти подходы должны базироваться, прежде всего, на углубленном изучении здоровья населения, современных методах сбора и обработки информации, эффективных технологиях принятия управленческих решений.

В первую очередь надо разработать и внедрить организационно-правовые и экономические механизмы эффективного использования финансовых и других ресурсов. Создание таких механизмов видится возможным только на основе организации единой системы медико-социального страхования и переходе на одноканальную систему финансирования здравоохранения.

Определенные перспективы в повышении эффективности управления отраслью связаны с развитием правовых и организационных механизмов частно-государственного партнерства в здравоохранении.

Это касается, прежде всего, создания условий для участия организаций здравоохранения частных форм собственности в реализации территориальных программ государственных гарантий, государственной поддержки венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты в здравоохранении, поддержки развития бизнес-ассоциаций в здравоохранении и др.

О.П. Щепин, В.А. Медик

error: