Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности. Обязательная и добровольная инвентаризация задолженностей

Инвентаризация расчетов с персоналом — это проверка обоснованности сумм задолженности в расчетах с работниками, которая числится на счетах бухгалтерского учета организации (п. 3.44 Методических указаний).

Приказ о проведении инвентаризации можно оформить по унифицированной форме № ИНВ-22, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88. В приказе следует указать:

в строке «Инвен­таризации подлежит» — «обязательства по расчетам с персоналом по оплате труда и прочим операциям»; в строке «Причина инвентаризации» — «составление бухгалтерской отчетности за 2016 г.».

По окончании инвентаризации все члены комиссии расписываются в акте, в котором оформляют ее результаты.

В ходе инвентаризации расчетов с работниками необходимо проверить задолженность, которая числится по следующим счетам синтетического учета:

68 «Расчеты по НДФЛ»; 69 «Расчеты по страховым взносам»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 76, субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам»; 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Расчеты по начислению и выплате заработной платы

Осуществляя инвентаризацию, необходимо проверить соответствие начисленных сумм заработной платы и других выплат положениям системы оплаты труда, локальным нормативным актам работодателя, данным о фактической выработке, фактически отработанном времени, а также определить характер задолженности в расчетах с работниками по заработной плате (нормальная или просроченная). Для этого проверке подвергаются данные синтетического и аналитического учета.

Проверку лучше начинать с документов, которые являются основаниями для расчета заработной платы:

коллективный договор, положения об оплате труда, премировании, другие локальные нормативные акты; трудовые договоры; приказы о привлечении к сверхурочной работе, работе в выходные дни, о сов­мещении профессий; прочие приказы, в которых устанавливаются размеры надбавок и доплат за работу в условиях, отличающихся от нормальных; приказы, содержащие специфические нормы по оплате труда и предусматривающие внесистемные выплаты.

Сведения о фактически отработанном времени имеются в табеле учета рабочего времени. Информация о суммах фактически начисленной заработной платы содержится в следующих документах:

лицевых счетах; нарядах и других документах на выполнение в течение месяца работы в соответствии с утвержденными нормами и расценками (при сдельной форме оплаты труда); расчетных (расчетно-платежных) ведомостях.

Данные о выплате работникам заработной платы представлены в платежных (расчетно-платежных) ведомостях и расходных кассовых ордерах.

После того как установлено наличие всех необходимых документов, осуществляется сверка данных первичных учетных документов и регистров с суммами, отраженными на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с Инст­рукцией по применению Плана счетов начисление заработной платы отражается по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизвод­ственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т. д.).

При инвентаризации расчетов с персоналом обороты по кредиту счета 70 сравнивают с суммами, имеющимися в расчетных (расчетно-платежных) ведомостях.

Выплата заработной платы отражается по дебету счета 70 и кредиту счетов учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета»).

Осуществление различных удержаний из заработной платы отражается в корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по налогам и сборам» (при удержании НДФЛ), 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (в случае удержания неиспользованной суммы аванса, полученного под отчет), 73 «Расчеты с персоналом по прочим обязательствам» (например, в счет возмещения ущерба, причиненного работодателю, или погашения займа, предоставленного организацией), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при удержании алиментов).

Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено, что аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику организации.

Расчеты по депонированным суммам

Депоненты могут возникать только в том случае, если организация выплачивает заработную плату через кассу. Если работник не получил деньги в срок, бухгалтер должен депонировать невостребованную сумму.

В бухгалтерском учете депонированная заработная плата отражается записью: дебет 70, Кредит 76, субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам».

При проведении инвентаризации депонированных сумм устанавливается, соответствует ли остаток по счету 76, субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам», суммам в карточках депонентов, при необходимости — в расчетно-платежных ведомостях.

Расчеты с персоналом по прочим операциям

На счете 73 отражают, в частности, расчеты по займам, по возмещению ущерба в результате недостач, брака.

1. Ущерб

Размер задолженности работника по возмещению материального ущерба определяется на основании двух видов документов:

на основании которых взыскивается ущерб (например, приказ руководителя или решение суда); о погашении работником задолженности (приходных кассовых ордеров).

2. Займы

Возможность организации выдавать своим сотрудникам займы предусмотрена п. 1 ст. 807 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 808 договор займа между организацией и работником оформляется в письменном виде.

Денежные средства выдаются из кассы по расходному кассовому ордеру или перечисляются в безналичной форме по указанным работником реквизитам.

Займы, выданные работникам, учитываются на счете 73, субсчет «Расчеты по предоставленным займам». Если заем процентный, его можно отразить на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет «Предоставленные займы». Начисление процентов по таким займам в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 73 и кредиту счета 91-1.

Сумму задолженности работника по основной сумме долга определяют на основании договора займа, расходного кассового ордера на сумму займа, приходных документов, которыми оформляется погашение займа (приходного кассового ордера, заявления работника на удержание суммы займа из его зарплаты, расчетно-платежных ведомостей, выписок с расчетного счета организации, если погашение произведено в безналичном порядке).

Величину задолженности работника по процентам сверяют с бухгалтерскими справками по расчету процентов, подлежащих уплате, и приходными документами, например кассовыми ордерами.

Расчеты с подотчетными лицами

В ходе инвентаризации необходимо проверить отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования.

Комиссия должна определить подотчетные суммы, по которым работники не представили авансовый отчет, из них выделяют суммы, относительно которых сотрудники не отчитались в срок.

Необходимо установить наличие в организации документов (приказов), утвержденных руководителем, в которых поименованы лица, имеющие право на получение денежных средств под отчет, и лица руководящего состава, уполномоченные поручать подотчетным лицам производить траты в интересах работодателя и давать распоряжения сотрудникам бухгалтерии о выдаче подотчетных сумм.

В приказе должны быть установлены, в частности, сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, их предельный размер и порядок представления авансовых отчетов. Если такого приказа в организации нет, можно считать, что срок выдачи подотчетных сумм не определен, а это означает, что расчеты по подотчетным суммам должны быть осуществлены в пределах одного рабочего дня (письмо ФНС России от 24.01.05 г. № 04-1-02/704).

Деньги под отчет выдаются по расходному кассовому ордеру или путем перечисления безналичных средств на карточку работника.

Для выдачи наличных денег работнику на хозяйственные траты расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручное указание руководителя о сумме наличных денег и сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату.

Какие документы подтверждают целевое расходование денежных средств?

Если деньги выдавались на покупку материальных ценностей или на представительские расходы, то это авансовые отчеты, к которым приложены товарные и кассовые чеки, квитанции, накладные и другие документы, подтверждающие расходование средств и приобретение ценностей.

В случае выдачи денег под отчет на командировочные расходы необходимо проверить наличие приказа о направлении в командировку и авансового отчета с приложением подтверждающих расходы документов (проездных билетов, квитанций из гостиницы, товарных и кассовых чеков и др.).

Информация о расчетах с подотчетными лицами обобщается на синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами», по дебету которого отражается выдача работнику денежных средств, по кредиту — погашение его задолженности (оприходование ценностей или акцепт расходов, а также возврат неиспользованных сумм аванса).

Аналитический учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Расчеты по начислению и выплате пособий

Проверка расчетов по начислению и выплате пособий необходима в целях подтверждения их обоснованности. Следует отметить, что в случае выявления ошибок в таких расчетах и их своевременного устранения организация сможет избежать проблем с зачетом пособий за счет средств ФСС.

В первую очередь необходимо проверить наличие всех документов, которые являются основаниями для назначения пособий. В зависимости от вида пособия к таким документам относятся:

листки нетрудоспособности; справки о сумме заработка, на основании которого должно быть исчислено пособие, с мест работы у других работодателей; документы, подтверждающие страховой стаж; документы для назначения детских пособий; заявления на выплату пособий; расчеты пособий, произведенные бухгалтерией организации.

При проверке правильности начисления и выплаты пособий в соответствии с Федеральным законом от 29.12.06 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» следует помнить, что:

пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня выплачивается за счет средств работодателя (п.п. 1 п. 2 ст. 3); предельная сумма заработка при исчислении пособий не может превышать установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов (ст. 14); пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу с учетом ограничений (в частности, в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет пособие выплачивается не более чем за 60 календарных дней в календарном году, для детей от 7 до 15 лет — не более чем за 45 календарных дней) (п. 5 ст. 6); право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (ст. 11.1).

Проверка записи на счетах бухучета

Начисление пособий отражается по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами учета затрат при начислении пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (дебет 20, 25, 26, 44) или по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (при начислении пособия по временной нетрудоспособности начиная с четвертого дня болезни и других пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС). Выплата пособий отражается по дебету счета 70 и кредиту счетов учета денежных средств.

Расчеты по НДФЛ

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, рассчитанную в соответствии со ст. 224 (ст. 226 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных этим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы таких регистров и порядок отражения в них данных налогового учета, первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать:

налогоплательщика; вид выплачиваемых ему доходов и предоставляемых налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В настоящее время действует . Документом, подтверждающим исполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога в бюджет, является платежное поручение.

В ходе инвентаризации расчетов по НДФЛ необходимо проверить записи по счету 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ».

Обращаем внимание на то, что согласно п.п. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справку о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справку об исполнении обязанности по их уплате на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии таких расчетов передается (направляется) этому лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Кроме того, на основании п.п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, результаты которой оформляются актом.

Акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Порядок указанной передачи утвержден приказом ФНС России от 29.12.10 г. № ММВ-7-8/781@.

В абзаце 2 п. 3 ст. 78 НК РФ установлено, что в случае выявления сумм излишне уплаченного налога инициировать проведение сверки расчетов может как налогоплательщик, так и налоговый орган. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена .

Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами утвержден .

Расчеты по страховым взносам

Работодатели, производящие выплаты работникам, являются плательщиками страховых взносов. Они обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Для организации такого учета предназначены карточки, которые открываются на каждого работника. В целях унификации ведения индивидуального учета в письме ПФР № АД-30-26/16030, ФСС РФ № 17-03-10/08/47380 от 09.12.14 г. «О карточке учета взносов» представлена форма карточки индивидуального учета.

Кроме индивидуальных карточек в ходе инвентаризации расчетов по страховым взносам необходимо проверить платежные поручения.

Начисление страховых взносов отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с использованием соответствующих субсчетов. Погашение задолженности перед внебюджетными фондами отражается по дебету счета 69.

В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым названным органом контроля и плательщиком страховых взносов. Для подтверждения расчетов с ПФР и ФСС РФ предназначены форма 21-ПФР, утвержденная постановлением Правления ПФР от 22.12.15 г. № 511п и форма 21-ФСС РФ, утвержденная приказом ФСС РФ от 17.02.15 г. № 49.

Напомним, что с 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральными законами от 3.07.16 г. № 243-ФЗ и № 250-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Методические основы

Инвентаризация проводится по правилам, определенным Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49) (далее — Указания).

Согласно п. 3.44 Указаний инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, в том числе на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Указаний). Результаты инвентаризации оформляются документально.

Первичные документы по отражению результатов инвентаризации разрабатываются организацией самостоятельно на основе, как правило, форм документов, приведенных в приложениях 1-18 Указаний, а также содержащихся в альбомах унифицированных форм.

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а это означает, что выявленные несоответствия должны быть своевременно учтены на счетах бухгалтерского учета (не позднее 31 декабря отчетного года).

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 и 69 с суммами налогов, отраженных в налоговых декларациях, и суммами, перечисленными в бюджет.

Как установлено в п. 74 Положения, суммы расчетов с бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе несогласованных сумм по названным счетам не допускается. С этой целью, в частности, производятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в рамках которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухгалтерском учете, с суммами, отраженными в лицевом счете, который имеется в налоговой инспекции и внебюджетных фондах.

Инвентаризацию расчетов по налогам и сборам можно проводить на основании справок, выданных налоговым органом и внебюджетными фондами.

Сверка расчетов по налогам и сборам

В настоящее время форма справки по состоянию расчетов с налоговым органом утверждена . В запросе, который представляется налогоплательщиком в налоговый орган в письменной либо электронной форме, важно указать дату, на которую организация желает видеть состояние расчетов.

Поскольку для целей составления бухгалтерской отчетности эта дата должна быть максимально близка к отчетной, организация может запросить справку о состоянии расчетов на 31 декабря 2016 г.

Справка передается (направляется) налогоплательщику в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Сверка расчетов с внебюджетными фондами

Аналогичным образом можно сверить расчеты с внебюджетными фондами.

Органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в ПФР соответствующего письменного запроса.

Форма указанной справки рекомендована (заполняется на основании формы РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»).

Оформление результатов инвентаризации

В соответствии с п. 2.5 Методических указаний сведения о реальности учтенных финансовых обязательств вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Таким образом, по итогам инвентаризации составляют акт, форму которого допускается разработать самостоятельно. Тем не менее можно воспользоваться привычной унифицированной формой № ИНВ-17, в ней приведены акт и справка (приложение к акту).

Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

Согласно п. 2.9 Методических указаний инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Ошибки исправляются путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними верных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Акт подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

На основании части 4 ст. 11 Федерального закона 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, кроме случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, а для промежуточной отчетности — период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Таким образом, совершение бухгалтерских записей по отражению результатов инвентаризации допускается на любую дату отчетного периода. Вместе с тем в п. 5.5 Методических указаний установлено, что результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Перед составлением бухотчетности организациям необходимо провести инвентаризацию своих активов и обязательств. Это способствует не только верному заполнению баланса, но и своевременному выявлению несоответствий между данными бухучета и сведениями, имеющимися у контрагентов.

Необходимость проведения инвентаризации возникает также в следующих случаях:

  • при смене материально-ответственных лиц;
  • хищении на предприятии и прочих нестандартных ситуациях;
  • ликвидации организации.

Бланк унифицированной формы ИНВ-17 используется для оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. Он был введен в действие постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18.08.1998 № 88. Но к применению с 2013 года необязателен. Возможно использование вместо него разработанной самостоятельно формы аналогичного содержания. Однако форма ИНВ-17 содержит поля для заполнения всех тех сведений, которые подлежат отражению в подобном бланке, поэтому продолжает активно использоваться.

Где скачать ИНВ-17

Бланк формы ИНВ-17 доступен для скачивания на нашем сайте.

Акт инвентаризации по форме ИНВ-17 сопровождается справкой (приложением к форме ИНВ-17), подробно (по контрагентам) расшифровывающей данные о существующей задолженности и отражающей информацию о наличии подтверждающих ее сумму документов. В саму форму ИНВ-17 при существенном числе контрагентов могут вноситься сводные итоговые данные по счетам бухучета без разбивки по контрагентам. А если контрагентов немного, то ИНВ-17 может содержать также их наименования.

Образец заполнения акта по форме ИНВ-17 доступен для скачивания на нашем сайте.

Как проводится инвентаризация задолженности

Началу инвентаризационного процесса предшествует предъявление актов сверок контрагентам, и эти документы служат основным (хотя и не единственным) источником данных для проведения инвентаризации задолженности. Затем руководством издается приказ и назначается инвентаризационная комиссия. Этот орган на основании документальных проверок должен проверить достоверность следующих сведений:

  • расчетов с поставщиками и покупателями;
  • расчетов с контролирующими органами, в том числе с ФНС, ФСС;
  • расчетов по оплате за труд;
  • расчетов с подотчетниками;
  • прочих расчетов организации.

В акте формы ИНВ-17 отражаются подтвержденные и неподтвержденные контрагентами данные, а также суммы с истекшим сроком давности.

Целью инвентаризации является выявление возможных несоответствий и подтверждение достоверности учетных сведений. Последнее является одним из важнейших условий составления достоверной бухотчетности.

Итоги

Для оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности можно использовать самостоятельно разработанный бланк, а можно воспользоваться унифицированной формой ИНВ-17. Заполнить ее не сложно, что мы и показали в нашей статье.

Бухгалтерский счет учета 69 используется для отражения обобщенной информации о суммах страховых взносов, которые выплачивает организация-работодатель с заработной платы сотрудников. Об особенностях организации учета операций со страховыми взносами, а также о типовых проводках по счету 69 мы поговорим в нашей статье.

Предприятие, осуществляющее выплаты сотрудникам согласно заключенных трудовых договор, обязано отражать начисление сумм страховых взносов для последующего их перечисления во внебюджетный фонд. Законодательно предусмотрено обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование работников. Также работодатель должен обеспечить оплату страховых взносов на случай профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

Для отражения сумм начисленных и выплаченных взносов во внебюджетные фонды используют счет 69. Для анализа и контроля сумм взносов организацией могут быть открыты субсчета в соответствии с видами осуществляемых перечислений.

Нормативными документам предусмотрено, что по счет 69 может быть использован для отражения следующий операций:

  • выплаты суммы взносов (штрафов, пеней);
  • отражение расходов на взносы во внебюджетные фонды.

Следует отметить, что на счете 69 проводят не только суммы обязательств перед фондами, но и осуществляются зачисления, поступающий из ФСС.

Субсчета 69 счета

Таблица типовых проводок по 69 счету

Базой для начисления суммы страховых взносов является сумма вознаграждения, которая выплачивается работнику согласно трудовому договору. Сумма начислений взносов проводится по Кт 69, перечисление во внебюджетные фонды отражаются по Дт 69. Также по Кт 69 может проводится сумма поступлений взносов, зачисляемых из внебюджетных фондов в пользу организации.

Основные операции по счету 69 отражаются в учете следующими проводками:

Пример проводок по 69 счету

31.01.2016 года ООО «Старт» осуществило выплату сотруднику хозяйственного отдела Сазонову К.Р.:

  • зарплата — 41 300 руб.;
  • пособие по болезни — 7 500 руб. (в т.ч. за первые 2 дня за счет организации — 2 350 руб.).

Выплачивая зарплату Сазонову, бухгалтер ООО «Старт» сделал расчет сумм страховых взносов:

  • ПФР на страховую часть трудовой пенсии: 41 300 руб. x 14,0% = 5782 руб.;
  • ПФР на накопительную часть трудовой пенсии: 41 300 руб. x 6,0% = 2478 руб.;
  • ФСС по страховым взносам: 41 300 руб. x 2,9% = 1198 руб.;
  • ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний: 41 300 руб. x 0,2% = 83 руб.;
  • ФФОМС: 41 300 руб. x 1,1% = 454 руб.;
  • ТФОМС: 41 300 руб. x 2,0% = 826 руб.

Выплата зарплата зарплаты Сазонову и начисление сумм страховых взносов бухгалтер ООО «Старт» отразил такими проводками:

Дт Кт Описание Сумма Документ
91.2 Начислена зарплата Сазонову К.Р. 41 300 руб. Зарплатная ведомость
91.2 Начислено пособие по болезни (за счет ООО «Старт») 2 350 руб. Зарплатная ведомость
Начислено пособие по болезни (за счет государства) 5 150 руб. Зарплатная ведомость
91.2 Начислена сумма страховых взносов в ФСС 1198 руб Зарплатная ведомость
91.2 Начислена сумма страховых взносов (несчастные случаи и профзаболевания) 83 руб. Зарплатная ведомость
91.2

1. Когда и зачем необходимо проводить инвентаризацию задолженности.

2. Какие документы и счета подлежат проверке в процессе инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

3. Как оформить проведение инвентаризации задолженности, чтобы наиболее эффективно использовать ее результаты.

Дебиторская и кредиторская задолженность, как часть активов и обязательств организации, подлежит обязательной инвентаризации, в соответствии со статьей 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом не секрет, что значимость инвентаризации часто недооценивают и проводят ее лишь «для галочки» перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, чтобы формально не нарушить закон. Однако в случае с долгами дебиторов и кредиторов такой поход неприменим и, более того, не выгоден самой организации. Главная причина, по которой инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности заслуживает особого внимания, в том, что эта процедура позволяет выявить сомнительные и безнадежные долги. Результаты инвентаризации используются в управленческом учете, как информационная база для работы с дебиторской задолженностью, а также в бухгалтерском и налоговом учете для создания резерва по сомнительным долгам и списания дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию. Поэтому очень важно своевременно и качественно проводить инвентаризацию задолженности, а также правильно оформлять ее результаты. Как это сделать – узнаете из этой статьи.

Сроки и цель проведения инвентаризации задолженности

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, или инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами, что фактически одно и то же, должна обязательно проводиться в следующих случаях (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (например, главного бухгалтера);
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации.

! Обратите внимание: Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности должна проводиться по состоянию на 31 декабря отчетного года включительно (Письме Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Таким образом, работа по инвентаризации задолженности может и, скорее всего, будет проводиться уже после 31 декабря, соответственно, и документы, оформляющие проведение инвентаризацию будут датированы более поздней датой. Однако в учете результаты инвентаризации, например, списание задолженности с истекшим сроком исковой давности или не подтвержденной документально, должны быть отражены той датой, по состоянию на которую проводится инвентаризация, то есть 31 декабря отчетного года (п. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Помимо обязательной инвентаризации, организация вправе выверять дебиторскую и кредиторскую задолженность в те сроки и с такой периодичностью, которые максимально отвечают потребностям учета, менеджмента и т.д. Например, если в организации предусмотрено поквартальное составление и предоставление бухгалтерской отчетности собственникам, то вполне логично проводить инвентаризацию задолженности на последнее число каждого отчетного периода. При этом порядок проведения инвентаризации (периодичность, сроки, количество инвентаризаций, конкретное виды расчетов, подлежащие проверке и т.д.) должен быть закреплен в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»).

Целью проведения как обязательной, так и добровольной инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности является:

  • документальное подтверждение сумм задолженности, числящихся на счетах бухгалтерского учета;
  • оценка дебиторской и кредиторской задолженности с точки зрения вероятности ее погашения, то есть выявление .

Таким образом, инвентаризация задолженности предполагает не только «техническую» работу по сверке учетных данных с первичными учетными документами, но и последующий анализ полученных результатов.

Что и как проверять

На первоначальном этапе необходимо определить «фронт работ», то есть те счета бухгалтерского учета, которые подлежат проверке. В случае обязательной инвентаризации задолженности проверяться должны дебетовые и кредитовые сальдо на всех счетах расчетов. Если же инвентаризация проводится по инициативе самой организации, то перечень счетов может быть сокращен.

Счет бухгалтерского учета

Что проверяется
Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Суммы авансов и предоплат, выданные поставщикам и подрядчикам Задолженность по оплате приобретенных товаров, работ, услуг, в том по неотфактурованным поставкам
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги Суммы полученных от покупателей и заказчиков авансов и предоплат
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» Задолженность по непогашенным кредитам и займам, а также процентам по ним перед банками (организациями-заимодавцами)
68 «Расчеты по налогам и сборам» Суммы переплат по налогам и другим платежам в бюджет Задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Суммы переплат по взносам во внебюджетные фонды, задолженность ФСС РФ по возмещению расходов страхователя Задолженность по страховым взносам перед внебюджетными фондами
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Суммы переплат по заработной плате (с выяснением причин их возникновения), выданной заработной платы за первую половину месяца. Суммы начисленной, не выплаченной работником заработной платы, больничных, отпускных и т.д.
71 «Расчеты с подотчетными лицами» Выданные под отчет суммы, не подтвержденные авансовыми отчетами; соблюдение сроков пользования подотчетными средствами Суммы перерасходов по авансовым отчетам, подлежащие возмещению подотчетным лицам; целесообразность использования подотчетных средств
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Задолженность работников по возврату беспроцентных займов, по возмещению материального ущерба, причиненного результате недостач и хищений, брака, и т.п. Задолженность перед работниками по выплате компенсации за использование личного автотранспорта (иного имущества) в служебных целях и т.п.
75 «Расчеты с учредителями» Задолженность участников ООО (акционеров АО) по оплате доли в ООО (акций АО и т.п.) Задолженность перед участниками ООО (акционерами АО) по выплате доходов от участия в организации (дивидендов)
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Подлежащие получению доходов от участия в других организациях, суммы претензий, предъявленных поставщикам и подрядчикам, суммы НДС, начисленные при получении авансов и предоплат Депонированные суммы заработной платы, суммы НДС, принятые к вычету при перечислении авансов и предоплат поставщикам и подрядчикам

Суммы задолженности, числящиеся на счетах расчетов, должны быть подтверждены соответствующими документами:

  • первичными учетными документами, на основании которых числится дебиторская и кредиторская задолженность (товарные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, авансовые отчеты, платежные документы, бухгалтерские справки и т.д.),
  • приказами руководителя (на выплату компенсации за использование личного имущества, о привлечении работника к материальной ответственности и т.д.),
  • договорами (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, кредитные договоры с банками, договоры займа с другими организациями, договоры займа с работниками и т.д.).

При проверке документальной обоснованности дебиторской и кредиторской задолженности в процессе инвентаризации довольно часто возникает вопрос: обязательно ли составлять акты сверки расчетов с контрагентами? В соответствии с п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, «расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными». Это означает, что задолженность, отраженная в учете, должна быть подтверждена первичными документами, договорами, приказами, однако она необязательно должна совпадать с данными контрагента. Таким образом, составление и согласование актов сверки расчетов не является обязательным при проведении инвентаризации задолженности. Исключение составляют расчеты с банками и бюджетом.

! Обратите внимание: Сверка расчетов с банками и бюджетом должна проводиться в обязательном порядке перед составлением годовой отчетности. Об этом свидетельствует п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: «отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается».

Очевидно, что составлять акты сверки расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками имеет смысл, даже несмотря на отсутствие такого требования в законодательстве. Во-первых, это поможет быстрее обнаружить ошибки в собственном учете, а во-вторых, это способ напомнить дебиторам об их задолженности. Кроме того, подписание дебитором акта сверки свидетельствует о признании им долга и продлевает течение срока исковой давности для взыскания задолженности, что, несомненно, в Ваших интересах. При этом нужно помнить, что акт сверки не является первичным учетным документом, и никакие записи в учете не могут быть сделаны только на основании акта сверки (например, корректировка суммы задолженности).

Документальное оформление инвентаризации задолженности

С 2013 года организации вправе самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов, в том числе документов, оформляющих проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Принятые формы документов должны быть отражены в учетной политике организации и утверждены руководителем. Однако нет необходимости «изобретать велосипед», так как за основу можно взять формы документов, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

  • Приказ о проведении инвентаризации ();
  • Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами с приложением в виде справки ().

Поскольку инвентаризация задолженности проводится, в том числе, с целью выявления сомнительных и безнадежных долгов, в справку к акту инвентаризации расчетов целесообразно внести дополнительные сведения .

  • период просрочки задолженности в днях;
  • наличие обеспечения.

Примечание: в графе «За что числится задолженность» необходимо указать: связана задолженность с реализацией товаров, работ, услуг или нет, поскольку это является одним из условий отнесения задолженности к сомнительной.

  • начало исчисления (может не совпадать с датой возникновения задолженности, устанавливается по условиям договора);
  • сведения о прерывании срока исковой давности (дата, основание);
  • сведения об истечении срока исковой давности (с учетом прерываний);
  • основания для признания задолженности нереальной ко взысканию.

Перечисленные выше сведения помогут Вам без проблем определить сумму сомнительной дебиторской задолженности для создания а также сумму безнадежной задолженности для ее . Кроме того, результаты инвентаризации задолженности вполне могут пригодиться в управленческих целях. Поэтому лучше тщательно продумать порядок оформления результатов инвентаризации задолженности с учетом потребностей Вашей организации, а также дальнейших учетных операций. Как Вы наверняка уже убедились, затраченное время и усилия на проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности окупятся с лихвой.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н

3. Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н

Федеральный закон и приказы Минфина РФ доступны на http://pravo.gov.ru/

4. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

Ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ предписывает проведение инвентаризации активов и обязательств. Счет 77 по учету отложенных налоговых обязательств не является исключением. При инвентаризации счета 77 часто возникает вопрос, как оформить ее результаты. Специальной формы и отдельных особых правил для этого законодательством не установлено. ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" данный момент не регулирует.

В связи с этим можно предложить следующий алгоритм действий.

Первичные реквизиты формы акта инвентаризации сч. 77

Необходимо разработать форму акта инвентаризации отложенных налоговых обязательств (ОНО, сч. 77) самостоятельно. В разрабатываемую форму необходимо в обязательном порядке включить все необходимые первичные реквизиты (п. 2 ст. 9 ФЗ N 402-ФЗ), а именно:

  • название документа (акт);
  • дата, когда составлен акт;
  • название организации;
  • суть факта хозяйственной деятельности (инвентаризация ОНО (сч. 77));
  • величина измерения (руб.);
  • указание должности лица (лиц), ответственных за инвентаризацию сч. 77 и результаты ее оформления;
  • фамилии и инициалы лиц, ответственных за подписание акта.

Форму акта утвердите в учетной политике организации.

При проведении инвентаризации отложенных налоговых обязательств (сч. 77) необходимо сопоставить данные бухгалтерского учета и налогового (декларацию по налогу на прибыль, а также отчет о финансовых результатах деятельности компании). В процессе сверки могут быть установлены расхождения. Необходимо в этом случае установить период возникновения расхождения, причину. Результаты инвентаризации сч. 77 необходимо оформить в акте.

Сам акт может представлять собой единый документ, в котором необходимо указать, что расхождений не выявлено или отразить выявленные расхождения, если таковые установлены. Можно также составить краткий акт, а к нему — опись, в которой подробно отразить выявленные расхождения и их причину.

Причины расхождений при инвентаризации сч. 77

Возможные причины расхождений при инвентаризации ОНО:

  • сумма расходов, учтенных в налоговом учете, больше суммы расходов, учтенных в бухгалтерском учете;
  • сумма доходов, учтенных в бухгалтерском учете, больше суммы доходов, учтенных в налоговом учете;
  • ошибка в квалификации разниц (например, признали временные вместо постоянных);
  • неотражение проводки по списанию ОНО.

Возможное решение вопроса, как оформить инвентаризацию сч. 77, предлагается в форме таблицы.

Пример акта инвентаризации сч. 77

Приведем пример содержания акта инвентаризации отложенных налоговых обязательств (сч. 77) (без учета первичных реквизитов) на основе условного примера выявления расхождения в связи с ошибкой бухгалтера при расчете налогооблагаемой временной разницы, возникающей между бухгалтерским и налоговым учетом при использовании амортизационной премии (и, как следствие, ошибки в учете сч. 77).

При инвентаризации отложенных налоговых обязательств (ОНО, сч. 77) установлено следующее:

Следует иметь в виду, что если по итогам инвентаризации не выявлены причины возникновения отложенных налоговых обязательств по сч. 77, а также не обнаружены ошибки, из-за которых обязательство не было списано в учете и отчетности ранее, то отложенное налоговое обязательство необходимо списать путем признания прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году (

error: