Нефтепровод «Заполярье — Пурпе. Северная провинция

18 января 2017 года введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе. Запуск нового нефтепровода произвел Президент Российской Федерации Владимир Путин в режиме видеоконференции из г. Москвы.

О готовности объектов нефтепровода Заполярье - Пурпе к эксплуатации из насосного зала головной нефтеперекачивающей станции «Заполярье» (ЯНАО) по видеосвязи доложил генеральный директор АО «Транснефть - Сибирь» Виктор Бронников.

Нефтепровод Заполярье - Пурпе протяженностью 488 км и мощностью до 45 млн тонн в год является частью трубопроводной системы Заполярье - Пурпе - Самотлор. Ввод нового объекта позволит поставлять нефть новых месторождений севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа на нефтеперерабатывающие заводы России, а также на экспорт. В настоящее время общая протяженность трубопроводной системы Заполярье - Пурпе - Самотлор, проходящей по территории двух субъектов РФ: Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, составляет почти 1 тыс. километров.

Нефтепровод Заполярье - Пурпе - уникальный проект, при реализации которого были использованы новейшие методы строительства и инновационные технологии. При проектировании трубопровода, учитывая условия транспортировки нефти и сложные инженерно-геологические условия местности, были определены два способа прокладки: подземный и надземный. Ранее ПАО «Транснефть» не применяла надземный метод строительства нефтяных магистралей в подобных условиях.

Первый стык магистрали Заполярье - Пурпе был сварен в марте 2012 года. Строительство нефтепровода велось в крайне сложных природно-климатических условиях. Успешное завершение строительства в столь короткие сроки стало возможным благодаря участию более 8 тыс. рабочих, было задействовано свыше 1,5 тыс. единиц тяжелой техники.

В числе объектов нефтепровода были возведены две новые нефтеперекачивающие станции - головная НПС «Заполярье», промежуточная НПС «Ямал». Проведены работы по расширению действующей линейной производственно-диспетчерской станции «Пур-Пе», построены восемь пунктов подогрева нефти, производственная площадка в пос. Коротчаево и здание аппарат управления Уренгойского управления магистральных нефтепроводов. Все объекты оснащены передовым оборудованием российского производства.

ПАО «Транснефть» в рамках реализации проекта «Трубопроводная система Заполярье - Пурпе» проводит масштабную работу по развитию сети социальной инфраструктуры территорий Крайнего Севера. В рамках проекта организованы новые рабочие места, построены жилые дома, детский сад, спортивный комплекс, новые дороги, современные инженерные сети, мостовые переходы.

Эту статью мы хотим посвятить одному из важных современных российских стратегических объектов. Это нефтепровод «Заполярье - Пурпе». Рассмотрим его технические характеристики, историю строительства, возможности и узнаем интересные факты.

Что это?

«Заполярье - Пурпе» - самый северный в нашей стране магистральный нефтепровод, строительство и эксплуатация которого - прерогатива «Транснефти».

Общая система - «Заполярье - Пурпе - Самотлор» (всего порядка 900 км). Ее задача: связать богатые нефтяными месторождениями регионы Якутии и Красноярского края с южной Сибири, а также другим знаковым нефтепроводом - ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан).

Строительство обошлось в 237,8 млрд рублей. Основные расходы взяла на себя «Транснефть».

Для российских специалистов данный нефтепровод - первый опыт проектирования и строительства подобного объекта в условиях вечной мерзлоты Крайнего Севера. Использовал холдинг и практику зарубежных коллег - в частности, при прокладке Трансаляскинской нефтемагистрали. Все инженерные и технорешения, использованные при строительстве, защищены более 30 международными патентами.

Представим подборку занятных фактов об объекте:

  • Длина линейной части - 488 км. Из них за Полярным кругом - 170 км.
  • Пропускная способность нефтепровода оценивается в 45 млн тонн нефти ежегодно!
  • Объект даст возможность для трудоустройства 1500 гражданам.
  • Ресурсный потенциал нефтепровода «Заполярье - Пурпе» оценивается в 2 млрд тонн нефти.
  • В 2017 году объем налоговых поступлений от данного объекта во все уровни российского бюджета составит 3 млрд рублей.
  • На строительстве самого северного нефтепровода было задействовано 8 тысяч человек.

Природные условия, климат

Надо сказать, что весь путь «Заполярье - Пурпе» пролегает через зону со специфическим климатом:

  • Температура здесь, в зависимости от сезона, может варьироваться от +34°С до -56°С.
  • Порывы ветра достигают 40 м/сек.
  • Нефтепровод во многих местах совпадает с местами миграции северных оленей. Поэтому для животных были построены специальные переходы.

Реализация проекта

Проследим за хронологией от задумки до запуска «Заполярья - Пурпе»:

  • 22.04.2010 Председателем правительства В. В. Путиным было подписано распоряжение о начале строительства данного магистрального нефтепровода. Все работы должны пройти в два этапа: проектирование и строительство «Пурпе - Самотлор», а затем проектирование и строительство «Заполярье - Пурпе».
  • Официальный старт был дан несколько раньше - 11.03.2010, приближая пуск «Заполярье - Пурпе».
  • Строительство велось, несколько опережая сроки. Уже 25.10.2011 был введен в эксплуатацию участок «Пурпе - Самотлор».
  • 5.03.2012 стартовала реализация второй части проекта - «Заполярье - Пурпе».
  • 31.08.2016 начат прием нефти в новую трубопроводную систему с Пякяхинского месторождения (разработчик - «Лукойл»).
  • 18.01.2017 Владимиром Путиным была торжественно запущена 2-я очередь нефтепровода «Заполярье - Пурпе». И это означало начало эксплуатации всей магистральной системы целиком.

Первая очередь нефтепровода

Познакомимся с технологическими особенностями объекта. Нефтепровод «Заполярье - Пурпе» - это три очереди.

Первая проходит от НПС «Пурпе» до 134-го км линейной части. Она включает в себя три подводных перехода через реки Пурпе, Тыдэотта, Ягенетта. Также на территории Пуровского р-на ЯНАО в пределах этой очереди устроены три пункта подогрева нефти. Этого требуют особенные свойства черного золота северных месторождений. На пунктах транспортирующееся вязкое сырье будет подогреваться до +60 °С. Кроме того, трубы защищает специальный теплоизоляционный слой, который не выпускает тепло изнутри и не дает проникнуть холоду снаружи.

80% всего маршрута нефтепровод проходит на специальных опорах. Это нужно для того, чтобы исключить воздействие тепла от перекачиваемого ископаемого на вечномерзлые грунты. Опоры сами по себе уникальны - часть из них неподвижная, часть может перемещаться в одной плоскости, а часть - в разных. Это необходимо в условиях изменения структуры грунта и самого трубопровода из-за воздействия перепадов температур.

Вторая очередь нефтепровода

Она тянется от 358-го километра до нефтеперекачивающей станции №2 «Ямал», имеющей резервуарный парк. Последняя расположена за Полярным кругом.

Некоторые характеристики этой очереди нефтепровода «Заполярье - Пурпе»:

  • Линейная часть - 202 км.
  • Два подводных перехода - в районе рек Ямсовей и Пур.
  • Три пункта подогрева нефти - на территории Тазовского и Пуровского р-нов Ямало-Ненецкого АО.

Обычно для вдольтрассового проезда близ нефтепровода строят дорогу из бревен. Однако в случае с трубопроводом «Заполярье - Пурпе» сделать это было нереально: поблизости нет леса, да и такую магистраль легко размоет паводок, превращающий округу в сплошную топь.

Строители нашли свое решение: использование специальных грунтовых модулей. Так именуются блоки из тканого материала, внутрь которых засыпают грунт. После этого их связывают между собой. По такой дороге можно свободно передвигаться в любое время года.

Строительство очереди, еще раз напомним, велось зимой. Только в этот период в тундровую зону возможно доставить технику, материалы, оборудование, а также вести сами работы. Перемещаются здесь только по зимникам - специальным способом намороженным дорогам, а также по льду, в который обратились местные водоемы.

Третья очередь нефтепровода

Эта часть нефтепровода идет от станции «Ямал» до головной нефтеперекачивающей станции «Заполярье», которая находится в 170 км за Полярным кругом. Эта часть нефтепровода составляет 152 км.

Некоторые характеристики третьей очереди:

  • Один переход через длиной 26 км. Построен методом наклонно-направленного бурения.
  • Два пункта подогрева нефти на территории Тазовского р-на Ямало-Ненецкого автономного округа.

Как вы заметили, нефтепровод преодолевает множество водных преград - от небольших речушек до судоходных артерий. Самой серьезной для строителей оказалась р. Таз. Для ее преодоления был сооружен один из масштабнейших подземных переходов общей длиной в 28 км. Именно на такую ширину разливается Таз в половодье.

Изучив особенности и всего района, и реки, специалисты выбрали экологически безопасный способ прокладки труб. Под дном водоема пробурили скважину, через которую протянули трубу в специальном защитном чехле. Работы велись с обоих берегов Таза навстречу друг другу - в них принимали участие мощные буровые установки.

В текущем, 2017 году, состоялся запуск нефтепровода «Заполярье - Пурпе».

Теперь с уверенностью можно сказать, что это уникальный как по конструкторским разработкам и работе строителей, так и по своим стратегическим характеристикам объект.

Компания «Мессояханефтегаз» - СП «Газпром нефти» и «Роснефти» - ввела в эксплуатацию первую очередь Восточно-Мессояхского нефтегазоконденсатного месторождения - самого северного нефтяного континентального месторождения России. Это еще один актив, освоение которого несколько десятилетий откладывалось из-за отсутствия инженерной и транспортной инфраструктуры в регионе и который должен стать важной частью новой нефтяной провинции страны на севере ЯНАО. Для «Газпром нефти» Мессояха - один из самых высокотехнологичных активов, разработка которого без применения инноваций была бы невозможна

То, что на заполярных сибирских территориях нефть есть, более того, что ее там много, ученые доказали еще в середине прошлого века. Но долгое время подступиться к этим запасам не получалось. Проблема заключалась даже не в отсутствии технологий, необходимых для эффективной добычи северной нефти. Самое главное - не существовало способов транспортировки сырья до потребителя: в тундре не было ни автомобильных, ни железных дорог, ни тем более трубопроводов. Строительство транспортных коммуникаций с нуля - дело очень дорогое, поэтому разработку нефтяных арктических месторождений отложили на будущее, ограничившись лишь их разведкой. Благо наличие богатых и более доступных западносибирских залежей, расположенных южнее, позволяло не торопиться покорять север.

Торжественный ввод в эксплуатацию
Восточно-Мессояхского месторождения
состоялся 21 сентября 2016 года

Команду на начало отгрузки нефти Восточно-Мессояхского месторождения дал по видеосвязи президент Российской Федерации Владимир Путин.

В мероприятии приняли участие председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков и главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.

Час для заполярных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа пробил с началом нового тысячелетия, когда объем добычи на западносибирских промыслах, разработка которых началась в 1970–80-х гг., стал неуклонно сокращаться. Для Новопортовского месторождения, легкая, малосернистая нефть которого востребована у европейских потребителей, в «Газпром нефти» разработали уникальную схему транспортировки сырья по Северному морскому пути танкерами в сопровождении атомных ледоколов. Реализация проекта «Мессояха» началась с решения правительства о строительстве ветки нефтепровода Заполярье - Пурпе - части магистральной нефтепроводной сети «Транснефти».

Ловушки с сюрпризом

Первое из группы Мессояхских месторождений - Западно-Мессояхское газонефтяное - было открыто в 1983 году, второе - Восточно-Мессояхское нефтегазоконденсатное - в 1985-м.Из-за непростого строения пластов формирование геологических моделей активов стало делом достаточно сложным. Первые разведочные скважины вообще оказались сухими. Но и позднее, когда геологам уже удалось разобраться в сущности сеноманских горизонтов, к которым приурочена основная нефтеносность Мессояхи, когда уже были получены промышленные притоки, оценка реального объема запасов месторождений постоянно менялась. В итоге специалисты «Газпром нефти» остановились на показателе в 473 млн тонн извлекаемых запасов нефти и газового конденсата по категориям С1и С2.

Мессояхская группа месторождений

Формируется Восточно-Мессояским нефтегазоконденсатным и Западно-Мессояхским газо-нефтяным месторождениями. Это самые северные из разрабатываемых нефтяных материковых месторождений России. Расположены на Гыданском полуострове, в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 340 км к северу от Нового Уренгоя. Ближайший населенный пункт - пос. Тазовский (150 км). Извлекаемые геологические запасы Мессояхской группы месторождений - 473 млн тонн нефти и газового конденсата, а также 188 млрд кубометров газа. 70 % запасов нефти - тяжелая, высоковязкая, смолистая, с низким содержанием светлых фракций.

Лицензией на разведку и разработку владеет АО «Мессояханефтегаз» - совместное предприятие ПАО «Газпром нефть» и ПАО «НК «Роснефть» (50 / 50). Операционное управление предприятием «Мессояханефтегаз» осуществляет «Газпром нефть». Инвестиции в проект в 2010–2016-х годах - 85 млрд рублей, до 2040 года (прогнозные) - 256 млрд рублей.

Как и у большинства других месторождений севера ЯНАО, нефтяные запасы Мессояхских залежей скрываются под мощной газовой шапкой. У Восточно-Мессояхского она меньше, а газовый фактор Западной Мессояхи, согласно результатам последних исследований, даже серьезнее, чем ожидалось.

Не обошлось без сюрпризов и при детальном исследовании нефтяных оторочек. Изначально запасы Восточной Мессояхи разработчики рассматривали как единый объект, состоящий из трех пачек - пласт ПК-1-3. Однако это представление оказалось ошибочным: пачки гидродинамически не связаны. «Нижний циклит* - это палеорусла рек, сформированные крупнозернистым песчаником. Он обладает хорошими коллекторскими свойствами и, соответственно, высоким потенциалом добычи: запускные дебиты скважин варьируются от 150 до 400 тонн в сутки, - говорит главный геолог „Мессояханефтегаза“ Евгений Загребельный. - У вышележащих циклитов генезис иной - это пойменные фракции, изолированные геологические тела с более низкими коллекторскими свойствами и потенциалом добычи». Изменение представления о геологии месторождения привело к пересмотру планов бурения, корректировке в части создания инфраструктуры.

А вот другой фактор, который изначально рассматривался как осложняющий разработку, - свойства нефти - остался в списке неподтвердившихся рисков. «Мессояхская нефть вязкая и холодная, пластовая температура порядка 16 °C, - рассказал заместитель генерального директора по перспективному планированию „Мессояханефтегаза“ Александр Бодрягин. - Первые притоки были в виде желе, цвета и консистенции вареной сгущенки. Это рождало опасение, что вязкость принесет достаточно большие проблемы, бороться с которыми придется с помощью специальных технологий, однако лабораторные исследования и расчеты показали, что больших сложностей повышенная вязкость нефти не вызовет».

Так и оказалось, поэтому на Мессояхе применяются в основном стандартные технологии добычи, подготовки и транспортировки нефти. Более того, в проект напорного трубопровода, соединяющего месторождение с транспортной системой «Транснефти», даже не пришлось закладывать возможность обогрева. Нефть просто разогревается до 55 °C на выходе с центрального пункта сбора (ЦПС) и не замерзает за счет теплоизоляции трубопровода и его большого диаметра (530 мм). Расчеты показали, что даже после остановки месторождения на трое суток насосы справятся с перекачкой сырья по 98-километровой трубе.

Обогреваемыми на Мессояхе сделаны отдельные участки внутрипромысловых трубопроводов - зимой температура на Гыдане нередко достигает отметки 50–60 °C ниже нуля, и в трубах малого диаметра, да еще в начале добычи, когда давление в транспортной линии ниже проектного, сложности действительно возникнуть могут. Собственно, именно климатические условия и стали главным вызовом проекта «Мессояха».

Трудная дорога в тундру

Вадим Яковлев,
первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»:

Освоение Восточно-Мессояхского месторождения стало возможным благодаря применению самых современных технологий в геологическом моделированиии бурении. В частности, на Восточной Мессояхе впервые в компании успешно применена технология fishbone: построены высокотехнологичные скважины с множественными ответвлениями. Это позволило увеличить стартовый дебит нефти.

Крайне важно также, что, несмотря на сложные условия реализации, проект отвечает самыми высоким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Все подготовительные работы на месторождении проводились в зимний период, чтобы избежать влияния на чувствительную экосистему полуострова Гыдан.

Заполярная тундра - это край вечной мерзлоты. Значит, вся инфраструктура должна строиться на поверхности земли, так как растепление вечномерзлых грунтов грозит их просадками, обвалами и в итоге - серьезными авариями. Одна только забивка свайных полей заняла почти полтора года. Но дело не только в самих сроках строительства. Ведь все материалы требовалось доставить по территории, где стационарных дорог нет. А масштабы грузопотока впечатляющие. В 2014 году на месторождение доставили 32 тыс. тонн грузов, в 2015‑м - 176 тыс. тонн, в 2016‑м - уже 215 тыс. тонн. Например, для строительства Центрального пункта сбора нефти (ЦПС) потребовалось 25 тыс. свай, 8 тыс. тонн металлоконструкций, 112 км трубопроводов и 1,2 тыс. км кабелей. Приемосдаточный пункт (ПСП) - 11 тыс. свай, газотурбинная электростанция (ГТЭС) - 6 тыс. свай и тоже трубы, кабели, металлоконструкции. И это только ключевые объекты инфраструктуры. Доставка такого количества материалов и оборудования потребовала организации логистики высокого уровня. В ее основе - зимние дороги, время действия которых в связи с глобальным потеплением становится все короче.

В первые два года работы на Мессояхе зимники действовали с января по апрель с перерывами на метели, которых в этих широтах бывает немало. Эти окна удалось расширить за счет оптимизации процесса строительства зимников. «В 2013 и 2014 годах мы ждали, когда замерзнут реки, и только после этого посылали технику на строительство, - пояснил заместитель генерального директора „Мессояханефтегаза“ по закупкам Александр Упоров. - За это время снежный покров достигал метра и более, приходилось уплотнять его для проливки, но при глубоком снеге это невозможно. В 2015 году мы ушли от технологии последовательного строительства в пользу одновременного ведения работ сразу в нескольких направлениях. Сейчас технику мы оставляем на берегахрек, как только выпадает снег, сразу начинаем его уплотнять и проливать, а когда реки замерзают, соединяем участки намороженными ледовыми переправами».

Восточно-Мессояхское месторождение - самое северное из разрабатываемых нефтяных залежей в России

Казалось бы, простое решение, но именно оно позволило за два года практически на порядок увеличить объем перевозок. Еще один инструмент оптимизации времени и затрат на доставку - создание базы промежуточного накопления. Сюда завозили грузы по основному пути транспортировки стройматериалов в короткоеарктическое лето: водному маршруту Обь - Обская губа - Тазовская губа - река Таз. Особая глава в истории освоения Мессояхи - строительство напорного нефтепровода от месторождения до системы «Транснефти». При его проектировании требовалось учесть не только суровые климатические условия, но и сложный рельеф, связанный с наличием большого количества рек и ручьев, а кроме того - влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду.

Мессояха на карте

«Мы изначально ставили перед собой задачу минимизировать воздействие на окружающую среду Заполярья, - отметил руководитель проекта строительства приемо-сдаточного пункта и напорного нефтепровода „Мессояханефтегаза“ Алексей Леунин. - После консультаций с представителями властей, общественных организаций и руководителями оленеводческих общин для прокладки трубы был выбран маршрут,не пересекающий священные для коренных жителей места, а также угодья для выпаса оленей».

Нефтепровод Заполярье - Пурпе

Часть трубопроводной системы «Транснефти» Заполярье - Пурпе - Самотлор - самой северной нефтяной магистрали в России. 25 октября 2011 года в эксплуатацию запущен первый участок от НПС «Пурпе» до ЛПДС «Самотлор» протяженностью 430 км. Северный участок трубопровода - от Заполярья до НПС «Пурпе» - строился с 2012 по 2016 годы.

Трасса магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе связывает месторождения Ямала с нефтепроводом Восточная Сибирь - Тихий океан. Проходит по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Общая протяженность - 488 км, производительность - 45 млн тонн в год. Реализация проекта «Заполярье - Пурпе» оценивается в 112 млрд рублей: 30% этой суммы - собственные вложения «Транснефти», остальные обеспечены за счет привлечения инвесторов и кредитов.

Кроме того, проект строительства нефтепровода предусматривал сооружение специальных переходов: надземные были установлены на пути миграции оленьих стад, а подземные, самые северные в России, выполнили методом наклонно-направленного бурения под руслами рек Мудуйяха и Индикъяха для сохранения экосистемы арктических водоемов.

Для повышения надежности трубопровода в процессе его строительства применялись самые прогрессивные технологии. Например, впервые в компании использовались автоматическая и полуавтоматическая сварка, а уже готовая нитка оборудована системами обнаружения утечек и контроля коррозии.

Необходимая эффективность добычи мессояхской нефти также обеспечивается за счет современных технологий. Которые, впрочем, стали для «Газпром нефти» уже вполне привычными.

Технологии роста

Все скважины, которые строятся на Восточно-Мессояхском месторождении, имеют горизонтальные окончания. Рассчитанная оптимальная длина горизонтального участка для всех пачек - 1000 м. «Для достижения ключевых показателей эффективности проекта на целевом объекте разработки - пласте ПК-1-3 - применена плотная схема размещения горизонтальных скважин. Более полному раскрытию потенциала пласта способствует строительство скважин по технологии fishbone - с сетью боковых открытых стволов, - рассказал главный геолог „Мессояханефтегаза“ Евгений Загребельный. - Для нижележащих объектов планируется к применению технология мультистадийного гидроразрыва пласта».

Эксплуатируется фонд (как и практически на всех других месторождениях компании) установками погружных электроцентробежных насосов (УЭЦН), которые вполне справляются с повышенной вязкостью нефти.

До окончания 2016 года предполагается выйти на показатель около 6 тыс. тонн добычи в сутки. К 2018 году скважины должны давать на Восточно-Мессояхском около 4 млн тонн годовой добычи. Однако, по оценкам разработчиков, опирающихся на последние геологические данные, это не предельный показатель. «Дебиты скважин с учетом применения новых технологий, темпов ввода месторождения позволяют строить более амбициозные планы, выходить на пиковую добычу до 5,6 млн тонн нефти планируется в 2020 году. Это потребует строительства второй очереди инфраструктуры месторождения», - подчеркивает генеральный директор «Мессояханефтегаз» Айдар Сарваров.

Денис Сугаипов,
руководитель дирекции по крупным проектам блока разведки и добычи «Газпром нефти», генеральный директор «Газпромнефть-Развития»:

Опыт освоения Восточно-Мессояхского месторождения уникален: в России, да и в мире, таких проектов единицы. Хочу поблагодарить за труд команду «Мессояханефтегаза», руководителей и работников подрядных организаций. В пиковые моменты на промысле работало до 7,5 тыс. человек. «Мессояха» как крупный проект не заканчивается с переходом на этап промышленной эксплуатации. Нам еще предстоит найти ключи к разработке вторых фаз месторождений, краевых зон, глубоких пластов. У геологов и буровиков впереди большая работа: нужно детально изучить пласты, подобрать оптимальные технологии, чтобы проект был высокоэффективным. Для всех нас это вопрос репутации.

* Циклиты - закономерные сочетания слоев осадочных пород, вызванные циклической сменой условий их образования.

Трубопроводная система "Заполярье-Пурпе"

Проектная мощность второго участка - нефтепровода "Заполярье–Пурпе" составляет 45 млн тонн в год. Общая протяженность нефтепровода составляет около 500 км. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы. Предполагается поэтапный ввод нефтепровода в эксплуатацию: 1 этап - в декабре 2013 г., 2 этап – в декабре 2014 г., 3 этап – в декабре 2015 г.

Главная нефтеперекачивающая станция №1 с ЛЭС

Главная нефтеперекачивающая станция – самая северная точка нефтепровода Заполярье-Пурпе. Летом сюда добраться можно только на вертолете, из-за исключительно подвижного грунта. Поэтому всю необходимую технику для строительства ВЕЛЕССТРОЙ завозил еще зимой. Погодные условия также не балуют строителей. Летом солнце сутками не заходит за горизонт, но средняя температура не поднимается выше 5-11 градусов. Зимой морозы до -45, а если и теплеет, то до -20 С. Основная задача перед генподрядчиком ООО «Велесстрой» - сооружение восьми вертикальных стальных резервуаров с понтонной крышей, емкостью 20 000 м3. Как и все объекты на ГНПС, резервуары устанавливаются на сваи. Под один резервуар требуется порядка пятисот свай. За сутки рабочие ВЕЛЕССТРОЙ успевают установить где-то 300. Ростверк фундамента резервуаров поднят над землей на 1.5 м, сваи уходят в глубину на 12 м, термостабилизаторы – на 15. На объекте ВЕЛЕССТРОЙ также провел работы по строительству и монтажу подпорной насосной станции, семи резервуаров для хранения топлива различной емкости, четырех резервуаров противопожарного запаса воды, пожарное депо, насосной станции пожаротушения, кабельной эстакады, операторной, дизельной электростанции, технологического трубопровода и другое.

Нефтеперекачивающая станция №2

НПС-2 находится южнее ГНПС-1, на 152-м километре трассы. По проекту, на данной НПСке ВЕЛЕССТРОЙ возводит 10 вертикальных стальных резервуаров с понтонной крышей. Как и на главной нефтеперекачивающей станции, на НПС-2 есть проблемы с мерзлотой. Во избежание растопления грунта под резервуарами, рядом с каждой сваей устанавливается термостабилизатор. На этом объекте ВЕЛЕССТРОЙ проводит работы по строительству десяти резервуаров для хранения топлива разной емкости, организует строительно-монтажные работы по сборке служебно-бытового корпуса, насосных пожаротушения и для приема воды, занимается устройством дорог.

Линейная часть 44 км

В рамках инвестиционного проекта «Заполярье – НПС Пурпе» ВЕЛЕССТРОЙ выполняет строительно-монтажные работы в т.ч.наземная и подземная прокладка трубопроводов, строительство вольтрассовой ВЛ 10кВ, строительство узлов запорной арматуры и вантузов объекта линейной части 3-й очереди трубопроводной системы на участке км 0 – км 44,56. Во время проведения инженерных изысканий было выявлено, что прокладывать трубы придется в крайне сложных геологических условиях, из-за так называемых нестабильных грунтов, например мелкольдистых. Они, то долгое время сохраняются в замерзшем состоянии, то при потеплении на несколько градусов превращаются в железообразную массу, теряя несущую способность. Чтобы гарантировать надежность нефтепровода, решили вести его над землей, поместив трубу с дополнительным теплоизолирующим слоем на свайные основания. Чтобы предотвратить потерю тепла при транспортировке нефти, все трубы оснащены специальной изоляцией.

Трубопроводная система НПС "Пурпе"- ЛПДС "Самотлор"

Трубопроводная система НПС "Пурпе"-ЛПДС "Самотлор" В 2010-2011 был реализован проект, результатом которого стало увеличение до 25 млн тонн в год поставок нефти из Ямало-Ненецкого автономного округа и северной части Красноярского края. Для этого по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского (Югры) автономных округов было проложено более 400 километров трубопроводов, реконструированы нефтеперерабатывающие станции “Пурпе” и “Самоотлор”, построены объекты энергетического и технологического сопровождения. Все эти работы велись в рамках строительства нефтепровода "Пурпе - Самотлор" - первой части глобального проекта создания магистрального нефтепровода "Заполярье - Пурпе - Самотлор". Второй участок - "Заполярье–Пурпе" - будет иметь протяженность около 500 километров и мощность около 45 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию планируется в конце 2015 года. Нефтепровод "Пурпе - Самотлор" позволил увеличить поставки нефти с Ванкорского месторождения в систему "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), а оттуда - на мировые рынки или нефтеперерабатывающие заводы России. Строительство в дальнейшем дополнительных промежуточных нефтеперерабатывающих станций поднимет мощность готового участка вдвое - до 50 млн тонн в год

Участие ООО «Велесстрой» в строительстве нефтепровода "Пурпе - Самотлор" В реализации проекта строительства нефтепровода "Пурпе-Самотлор", где треть всех территорий трассы составляли болота и заболоченные участки, могли участвовать только компании, имеющие опыт преодоления водных преград, работы со сложными грунтами, осушения болотистых местностей. ВЕЛЕССТРОЙ, умеющий применять передовые технологии и сложную строительную технику, организовать процессы в сложных природных условиях, успешно справился с поставленными задачами. В дополнение к обязательному соблюдению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды, специалисты ООО “Велесстрой” на всех этапах - от проектирования до ввода в эксплуатацию - применяли повышенные нормы промышленной и экологической безопасности.

Промежуточная Нефтеперекачивающая станция №2 Вынгапур

Промежуточная нефтеперекачивающая станция «Вынгапур» - современнейший объект, оснащенный по последнему слову техники, построенный в тундре. ВЕЛЕССТРОЙ провел работу по строительству и монтажу магистральной насосной, что, конечно, является сердцем станции, операторной, в которой в реальном времени показаны все данные о давлении, температуре, вибрации в НПС и прочие показатели. Возвел закрытую стоянку техники, пожарное депо, котельную, столовую, помещение для закрытого распределительного устройства и многое другое. Что хочется отдельно отметить про НПС: во-первых, 90% оборудования в насосной станции – отечественные. А, во-вторых, при строительстве станции заказчик и ВЕЛЕССТРОЙ особое внимание уделяли экологической безопасности транспортировки нефти: насосы были оборудованы системой контроля утечек, а в помещении станции имеются датчики загазованности.

Нефтеперекачивающая станция Пурпе

Нефтеперекачивающая станция Пурпе - начальный пункт нефтепровода Пурпе-Самотлор. Находится станция в Пуровском районе Ямальского края. Выполняя функцию генерального подрядчика в 2010-2011 гг., ВЕЛЕССТРОЙ выполнил комплекс работ по строительству четырех резервуаров, объемом 20000 м3, здание магистральной насосной, насосную станцию пожаротушения, насосную водоснабжения, топливозаправочный пункт, строительство инженерных сетей и сетей связи, провел работы по монтажу технологического оборудования, электроснабжения.

Нефтеперекачивающая станция Пурпе - Расширение

Из-за невозможности расширения резервуарного парка на действующей НПС Пурпе, которую ООО «Велесстрой» строил несколько лет назад, компании пришлось сооружать новую нефтеперекачивающую станцию, которая находится в трех километрах от существующей. Сегодня ВЕЛЕССТРОЙ проводит строительно-монтажные работы, в т.ч. сооружение/демонтаж Временных зданий и сооружений; проведение работ по вскрытию пересечений коммуникаций и сетей сторонних организаций, их техническое освидетельствование с привлечением специализированной организации и прочее; выполнение пуско-наладочных работ; проведение работ по рекультивации нарушенных земель.

Площадка будущей НПС-3 располагается в трех километрах от действующей ЛПДС «Пур-Пе». Площадь отведенного участка составляет 32 гектара. В состав станции войдут 45 основных объектов. Будут построены резервуары для хранения нефти, подпорная насосная станция, фильтр-грязеуловитель, узел регулирования давления, частотно-регулируемый преобразователь, котельная, дизельная электростанция, операторная с КТП и ЗРУ, закрытые стоянки техники, служебно-бытовой корпус, насосная станция пожаротушения, резервуары противопожарного запаса воды, насосная станция хозяйственно-питьевого водоснабжения, артскважины, молниеотводы и прожекторные мачты, системы автоматики и пожаротушения, охранное ограждение с комплексной системой охраны периметра и т.д. То есть, станция будет полностью автономной от существующей площадки ЛПДС «Пур-Пе».

В настоящее время на объекте продолжается монтаж стоек кабельной эстакады, предназначенной для прокладки силовых кабелей, кабелей автоматики и телемеханики, трубопроводов водоснабжения, отопления и пожаротушения. Строители рассчитывают в летний период смонтировать основные здания и закрыть их тепловой контур, чтобы обеспечить фронт работ на зимний период по внутренней отделке и монтажу внутренних инженерных коммуникаций.

Полным ходом идет работа и по возведению резервуаров для хранения нефти. На станции планируется построить четыре резервуара объемом 20 тысяч м3 каждый, а также два РВС-5000 м3 для аварийного сброса нефти. В настоящее время завершены работы по устройству 4-х из 6-ти фундаментов под резервуары. Начало монтажа металлоконструкций запланировано на май, в настоящее время проводится процедура допуска подрядной организации к сварочно-монтажным работам.

До начала заморозков, которые на Ямале порой начинаются еще на исходе лета, строителям необходимо не только построить резервуары, но и провести их гидравлические испытания. В настоящий момент в строительных работах задействовано около 200 человек и порядка 70 единиц техники, однако уже совсем скоро их число значительно увеличится. Люди прибывают, меняются в зависимости от производимых работ, а на предстоящий теплый период запланирован колоссальный объем работ. Сдача НПС «Пур-Пе-3» намечена на 4-й квартал 2015 года.

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе» свяжет месторождения Ямала с нефтепроводом «Восточная Сибирь - Тихий океан». Протяженность «Заполярье-Пурпе» составит 490 километров, мощность - 45 млн. тонн в год. В январе 2014 года президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что компания рассчитывает досрочно сдать в эксплуатацию нефтепровод «Заполярье-Пурпе» - в первом квартале 2016 года.

error: