Сборщики налогов. Сборщик налогов К сборщикам налогов и сборов относится

Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы.

Деятельность сборщиков позволяет облегчить организацию взаимоотношений множества налогоплательщиков (плательщиков сборов) и органов казначейства, число представителей которых по объективным причинам должно быть строго ограничено.

Несмотря на отказ законодателя от использования в НК понятия «сборщик налогов и сборов», функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

Сборщики налогов и сборов могут участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через своих представителей. Представителями сборщиков, как правило, являются должностные лица организации, наделенной правом сбора налогов и сборов.

6.2. Налоговые агенты

При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.

Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.

Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.

Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:

– право на информацию;

– право на получение официального письменного разъяснения;

– право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);

– право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;

– право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;

– право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;

– право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;

– право не соблюдать незаконные предписания и требования;

– право на обжалование;

– право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;

– право на защиту нарушенных прав и законных интересов.

Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:

1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК);

2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК);

3) вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК);

4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги.

Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.

Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

– о невозможности удержать налог у налогоплательщика;

– сумме задолженности налогоплательщика.

Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:

– начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;

– исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.

Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

6.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов

Банки обязаны исполнять поручения:

– налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;

– по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов;

– местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц – налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов);

– налогового органа на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога (сбора, пеней и штрафов). В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств и иного имущества.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБР с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

(collector of taxes) Гражданский служащий, ответственный за сбор налогов, ставки которых были повышены налоговыми инспекторами (Inspectors of Taxes), и подоходных налогов, взимаемых по системе "плати по мере того, как зарабатываешь" (PAYE).

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЛОГОВЫЕ СБОРЩИКИ (АГЕНТЫ)

англ. tax collector) – налоговыми агентами признаются уполномоченные лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и исчислению в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) налогов. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, прием от налогоплательщиков и(или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществлять гос. органы, органы местного самоуправления, др. уполномоченные органы и должностные лица – сборщики налогов и (или) сборов. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. В быв. СССР Н.с. осуществлял также прием страховых платежей от сел. населения и производил учет плательщиков и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные поручения. В 1953 штат Н.с. в СССР был упразднен. В соответствии со ст. 226 НК РФ российские орг-ции, индивид. предприниматели, пост. представительства иностр. орг-ций, как налоговые агенты, обязаны исчислить, удержать у работника сумму налога из его дохода и перечислить ее в соответств. бюджет. Действующим законодательством РФ предусмотрен порядок исчисления, удержания и перечисления соотв. платежей в государственные внебюджетные фонды. Главная задача налоговых органов – осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв. бюджет гос. налогов и др. платежей, установленных законодательством. Исчисление сумм налогов и др. обязательных платежей, как и их внесение в доход бюджетов соотв. уровня, как правило, производится самими налогоплательщиками в порядке и в сроки, установленные соотв. Законами РФ и Инструкциями по применению этих законов, утверждаемыми Министерством РФ по налогам и сборам. Учет поступающих в бюджет сумм налогов (сборов) осуществляется налоговыми органами в реестре поступлений и лицевых счетах каждого налогоплательщика. Представляемые пр-тиями и орг-циями налоговые отчеты, расчеты и справки по начислению платежей проверяются должностными лицами налоговых органов. По налогам с физич. лиц документами, на основании к-рых в книгах лицевых счетов плательщиков производятся записи о начислении платежей, являются платежные извещения, налоговые декларации и расчеты по налогам, а также сводка платежных извещений. Др. органами, осуществляющими взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, являются таможенные органы РФ. Порядок взимания вышеуказанных платежей регламентируется Таможенным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, определяющими деятельность этих органов.


От налоговых агентов следует отличать сборщиков налогов и сборов. Ими называют лиц, ведущих прием средств от налогоплательщиков и перечисление их в бюджет (ст. 25 части первой НК РФ). Статья 9 части первой НК РФ к функциям сборщиков относит не только взимание налогов и сборов, но и контроль за их уплатой.
Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица. Следовательно, организации и физические лица функции сборщиков налогов выполнять не могут.
Главное отличие сборщиков налогов и сборов от других участников налоговых отношений состоит в том, что сборщики производят прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисления) путем зачисления их сумм на свой счет или в свою кассу. Налоговые органы, в отличие от сборщиков, налоги не взимают, а только контролируют правильность их исчисления, полноту и своевременность уплаты. Налоговые агенты не контролируют правомерности действий налогоплательщиков, а сами выполняют обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов. Банки как расчетно-кас-совые центры также не контролируют выполнение налогоплательщиками их налоговых обязанностей, а лишь исполняют платежные поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органов.
Государственные органы, которые контролируют правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, но не полномочны принимать и взимать налоги, также не относятся к сборщикам. Например, суды общей юрисдикции и арбитражные суды при приеме исковых заявлений и жалоб проверяют правильность исчисления государственной пошлины и полноту ее уплаты. Однако они не выступают сборщиками пошлины, поскольку она перечисляется плательщиком непосредственно в бюджет, а не на счет судебного органа. К тому же в соответствии с НК РФ сборщиками могут выступать только органы исполнительной, но не законодательной и судебной власти.
Функции сборщиков налогов выполняют, например, таможенные органы. Согласно ст. 120 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи зачисляются на депозитный счет таможни, а оттуда поступают в бюджет.
Согласно Закону РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» органы местного самоуправления уполномочены принимать от физических лиц платежи налога за землю (ст. 18).
Частью первой НК РФ не установлено прав, обязанностей и ответственности сборщиков налогов и сборов. Они устанавливаются законодательством, регулирующим исчисление и уплату конкретных налогов и сборов. Однако унификация правового положения сборщиков необходима. Неурегулированность основ правового статуса сборщиков может обернуться законодательными пробелами, в результате чего надлежащее выполнение обязанностей этой категории участников налоговых отношений не будет гарантировано.
Теоретически возможно возложение функций сборщиков налогов и сборов на организации и физических лиц. Например, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установил, что плательщиками местного налога на рекламу являются лица, рекламирующие свою продукцию. В ряде регионов установлено, что обязанность собирать налог и перечислять его в бюджет возлагается на рекламные агентства. Выставляя счет за услуги, агентство увеличивает его на сумму налога на рекламу. В отношении этого налога рекламные агентства выполняют функции сборщиков.
Некоторые фискальные платежи могут взиматься только посредством сборщиков. Так, сбор за парковку автотранспорта предполагает учет продолжительности стоянки. Учитывать время и взимать платежи могут только сборщики, поскольку другие участники налоговых отношений не наделены соответствующими полномочиями.
Предусмотренный ст. 21 Закона об основах налоговой системы сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, вносится в виде процентной надбавки к плате за участие в игре. Лицо, принимающее ставки, выступает сборщиком этих платежей.
Поскольку НК РФ исключил организации и граждан из числа сборщиков налогов и сборов, то механизмы взимания налогов и сборов должны быть приведены в соответствие с НК РФ.

Еще по теме 7.2.3. Сборщики налогов и сборов:

  1. Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
  2. § 1. Определение обязательных элементов обложения как условие установления налогов и сборов
  3. Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщикам налогов и сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

НК РФ (п. 5 ст. 9, ст. 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

– осуществлять в установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взимание налогов и сборов;

– контролировать уплату причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых агентов являются то, что сборщики сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него налоги. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполнительные органы местного самоуправления относительно взимания земельного налога; органы ГАИ-ГИБДД – по сборам за выдачу или замену номерных знаков; суды, органы исполнительной власти и местного самоуправления, нотариусы, органы ЗАГСа – в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий.

Общее в правовом статусе сборщиков налога и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры по обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.

Одновременно, и налоговые агенты и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

20. Понятия налогов. Элементы налогов Чтение - вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит. Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу,

Из книги Налог на прибыль автора Климова М А

1. Налогоплательщики и налоговые агенты 1.1. НалогоплательщикиСогласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль признаются:– российские коммерческие и некоммерческие организации (см. определение Конституционного Суда

Из книги Все налоги России 2013 автора

Из книги Все налоги России 2012 автора Семенихин Виталий Викторович

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агентыСтатья 19. Налогоплательщики и плательщики сборовНалогоплательщиками и плательщиками

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена

Из книги Лизинг автора Семенихин Виталий Викторович

Лизингодатель – нерезидент – надо ли платить двойной НДС – на таможне и как налоговые агенты Двойное налогообложение в общепринятом понимании представляет собой одновременное обложение одних и тех же доходов либо различными видами налогов в пределах одной страны, так

автора Автор неизвестен

38. НДС: налоговые ставки, налоговые льготы Налоговые ставки. Общая налоговая ставка составляет 18% от налоговой базы. Льготная (пониженная) ставка в размере 10% установлена для ряда социально значимых категорий товаров – некоторых продовольственных товаров (мяса, молока,

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

41. Акцизы: налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты, налоговые льготы Налоговые ставки. Устанавливаются отдельно по каждой категории подакцизных товаров. Адвалорная (процентная) ставка применяется как добавочная в отношении сигарет и папирос. Все остальные ставки

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

46. ЕСН: налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты, налоговые льготы Налоговый период составляет календарный год. Отчетные периоды по налогу – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.Налоговые ставки. Включают как твердо

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

Пример 13. При выбытии объектов основных средств организации не списывает накопленные отложенные налоговые обязательства (активы), отраженные по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства» (09 «Отложенные налоговые активы») Согласно п.18 ПБУ 18/02 отложенное налоговое

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Лизингодатель-нерезидент – надо ли платить двойной НДС – на таможне и как налоговые агенты Двойное налогообложение в общепринятом понимании представляет собой одновременное обложение одних и тех же доходов либо различными видами налогов в пределах одной страны, так

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

Из книги Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы автора Замедлина Елена Александровна

43. Коммерческие агенты Очень важное значение имеет и характер взаимоотношений коммерческих агентов с сотрудниками службы сбыта. Дружелюбные и партнерские отношения между ними – залог успешной работы предприятия в сфере сбыта. Для достижения этих целей предприятие

Из книги Как приготовить клиента к сотрудничеству автора Смирнов Сергей

14. Агенты! Следите за своей речью Часто приходится слышать от агентов слово «проблема»: клиент пришел с проблемой; проблемный клиент; я пришел работать агентом, потому что были проблемы с деньгами.Любое произнесенное вами слово - отражение внутреннего настроя. Вы

Из книги Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление автора Чипуренко Елена Викторовна

2.2. Налоговые обязательства и налоговые вычеты, возникающие на этапе приобретения ресурсов На этапе I, развернуто представленном на схеме 5, предприятие создает запас ресурсов (активов), необходимых для ведения хозяйственной деятельности. В соответствии с классификацией,

В юридической литературе, а также в ведомственных документах налоговых органов часто используются такие понятия, как "сборщик налогов". В то же время в Украине законодательного определения данного понятия не существует. В ряде случаев проводится параллель, а иногда и ставится знак равенства между сборщиком налогов и налоговым агентом. Несмотря на то, что в чем-то их функции схожи, тем не менее, абсолютного равенства их правовых статусов не существует. Отличие сборщика налогов от налогового агента состоит в том, что на налоговом агенте лежит обязанность исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет, а сборщик налогов, кроме этого, обязан требовать внесения сумм налога. Таким образом, понятие "налоговый агент" и "сборщик налогов" - это связанные понятия, которые определяют иногда одних и тех же лиц - предприятия, учреждения, организации, на которые согласно законодательству возложена обязанность удерживать суммы налогов с плательщиков налогов и перечислять их в бюджет.

Предприятие, выплачивающее доход своему рабочему, выступает как налоговый агент по отношению к исчислению, удержанию из заработной платы и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. В отличие от налоговых агентов лица, собирающие налоги, выступают как уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием средств от плательщиков (или их агентов) в счет уплаты налогов и сборов. Лица, собирающие налоги и сборы, принимают у обязанных лиц по их желанию средства в счет налогового платежа.

К сборщикам налогов относятся:

  • 1) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с сумм, которые выплачиваются физическим лицам;
  • 2) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, принадлежащих предприятию, от долевого участия в других предприятиях;
  • 3) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами.

Таким образом, прием от налогоплательщиков сумм в счет уплаты налогов и сборов может осуществляться сборщиками налогов, которыми выступают государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и должностные лица. Сборщики налогов могут осуществлять прием средств в счет уплаты налогов и сборов только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Особенностью полномочий сборщиков налогов является то, что они осуществляют прием средств у налогоплательщиков по волеизъявлению последних. Тогда как, к примеру, налоговые агенты осуществляют удержание налогов у налогоплательщика независимо от его волеизъявления.

В отличие от налоговых агентов сборщики налогов не являются источниками выплаты доходов налогоплательщикам и не имеют полномочий по удержанию налогов. Однако их функции по приему платежей дополняются функциями по осуществлению контроля за уплатой налогов и сборов плательщиками. Таким образом, они, как и налоговые агенты, играют двоякую роль: с одной стороны, выполняют фискальные функции контроля за налогоплательщиком, с другой - подконтрольны налоговым органам при выполнении своих обязанностей по перечислению сумм налогов и сборов, поступивших им от плательщиков. По отношению к налогоплательщикам сборщики налогов обладают определенной нейтральностью, здесь отсутствует корреспонденция прав и обязанностей налогоплательщиков и сборщиков налогов. Последние не обязаны и не вправе требовать от налогоплательщиков исполнения их обязанностей.

error: