Начало ваучерной приватизации год. Приватизация: как это было и к чему привело

В этом разделе собраны материалы, свидетельствующие о многочисленных нарушениях в ходе проведения процесса приватизации. Эти нарушения проявились, прежде всего в «указном» порядке ее проведения. Приватизация в России, фактически, проводилась по президентским Указам Бориса Ельцина, зачастую вступавших в противоречие с законами определяющими порядок проведения приватизации и имеющих более высокий правовой статус . Так например, Указ от 14 августа 1992 года №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» вступил в противоречие с законом «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» от 03 июля 1991г. Утвержденное этим Указом Положение о приватизационных чеках предусматривало, что приватизационный чек является документом на предъявителя, в то время как закон о приватизации определял, что для приобретения государственных и муниципальных предприятий должны использоваться именные приватизационные вклады. Такой возможностью тут же воспользовались крупные спекулянты, принявшиеся скупать у граждан чеки и с их помощью получать контрольные пакеты акций приватизируемых предприятий.

Это позволило обеспечить прозрачную, быструю и экономичную приватизацию на равных условиях для инвесторов. Было проведено 31 централизованный публичный аукцион. Должен состояться 32-й централизованный публичный аукцион. Преобладающее использование публичных торгов в качестве метода приватизации позволило в течение этого периода максимальной цене проданных товаров.

Были проведены 30-й и 31-й централизованные публичные аукционы . Компании, подлежащие приватизации. В настоящее время приватизация в Болгарии происходит в условиях значительно ограниченного ресурса государственных компаний , подлежащих приватизации. В коммерческих компаниях также находятся 72 миноритарных доли принадлежащих государству акций и единиц.

Также, абсолютно незаконной была схема проведения залоговых аукционов. Залоговые аукционы Указом Президента РФ от 31.08.95 N 889 «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» были объявлены для получения государством кредитов под залог акций крупнейших доходных предприятий страны (ЮКОС, «Сибнефть», «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», и др.), находящихся в государственной собственности . Суть этой идеи залоговых аукционов (придуманной Владимиром Потаниным была в следующем: в связи с дефицитом бюджета, государство под залог акций крупных компаний находящихся в его собственности берет у коммерческих банков кредит на один год. По условиям сделки, государство должно было погасить этот кредит в течение года, в противном случае, акции предприятий должны были перейти к кредиторам. Итог этой сделки следующий: кредит государство не вернуло, и заложенные предприятия, общая стоимость которых на тот момент составляла около 100 миллиардов долларов, достались членам консорциума по суммарной цене в 1 млрд. долларов. Незаконность этой операции состоит в том, что любые мероприятия с федеральной собственностью вообще не подвластны распоряжениям ведомств (комитет Госимущества) и президентским указам, поскольку находятся в ведении федеральных законов. Во-вторых, средства на возврат кредитов вообще не были заложены в законе о бюджете на 1996г. Поэтому возврат кредита не планировался правительством изначально. Еще один важный момент , состоит в том, что средства для покрытия бюджетного дефицита у государства имелись! Более того, эти "временно свободные" средства были размещены в тех самых коммерческих банках , которые спустя некотрое время этими же деньгами "кредитовали" государство. Фактически, залоговые аукционы являлись сделкой Б. Ельцина с олигархами, которые в обмен на "подаренные" им предприятия, используя свои связи и возможности, затем обеспечили ему победу на выборах.

Более важные проекты приватизации. Национальное агентство «Музыка». «Свободная зона - Пловдив». В следующем номере мы расскажем вам о более крупных бизнес-проектах «Северного холдинга», а также «ТранспортГарант», «Терна», «Масив», «Победа» и многих других предприятиях Велико Тырново. Анна Райковская.

С давних времен вопрос о массовой приватизации в Болгарии выглядит как крик старых ран. Зачем помнить надежды на более безопасное будущее 3 миллионов болгар или как сотни болгарских предприятий были украдены, истощены и уничтожены?! Потому что приватизация закончилась, но негативные последствия этого - нет. Последний, особенно Велико-Тырново, редко касается темы. Однако мнение профессора Добринки Златевой, декана экономического факультета Велико-Тырновоского университета Св. Кирилла и Мефодия: Все было сделано для создания идеи справедливости, которая не материализовалась.

Некоторые "реформаторы", были проникнуты благими намерениями и фанатично верили в спасительную силу «рынка». Однако, даже в то время здравомыслящим людям было совершенно очевидно - никакое рыночное пространство в ходе реформ появиться не могло! Попытка скопировать западную модель развития и применить ее в отечественных условиях являлась провальной по многим причинам. И немаловажной причиной провала этой попытки является крайне узколобое понимание "реформаторами-идеалистами" механизма функционирования рыночной экономики на Западе. В частности, они были одержимы фикс-идеей, полного устранения государства из экономики, считая, что достаточно сменить форму собственности с государственной на частную, как экономические трудности разрешатся сами собой. Очевидно, что это заблуждение. Во-первых, смена собственности с государственной на частную, без ряда дополнительных мер , никак не приводит к увеличению «эффективности» деятельности предприятий. Эффективность предприятий с частной формой собственности на Западе, (с которого бездумно брали пример «реформаторы») зависит от наличия целого ряда общественных и , которые регулируют их деятельность. Институты частной собственности на Западе формировались столетиями. А наши "реформаторы" хотели создать их за "500 дней". При этом, они совершенно упускали из виду тот факт, что во многом успешность сложившейся на Западе экономической системы поддерживалась за счет колониальной, а затем финансовой эксплуатации других государств. Во-вторых, Западная экономическая модель совсем не исключает присутствия государства в экономике. Например, американское сельское хозяйство во многом пользуется благами государственной помощи , стоимость транспортных услуг также регулируется государством. Госрегулированию в США подлежат также тарифы на услуги компаний, из списка так называемых "естественных" монополий (поставщики электроэнергии, водоснабжения, компании предоставляющие телекоммуникационные услуги и т.д).

Воздушный шар дует ему и массовое ограбление. Затем начинается процесс, который будет выполнять обычный человек , который понятия не имеет об этом. Приватизационные фонды приходят, чтобы увидеть их интерес. Теперь в Центральном депозитарии есть мертвые запасы, которые люди спрашивают себя, что делать. Бойко Борисов говорит о пересмотре приватизации?! Это хорошо для СМИ, чтобы вернуться к теме, но мой интеллектуальный интерес к ней исчерпан, потому что ничего не изменится. Пересмотр приватизации, даже если это было сделано, не приведет к какому-либо справедливости.

Также, мы бы хотели упомянуть о закулисных советниках Гайдаро-Чубайсовской команды. Используя противоречия, существовавшие среди младо-реформаторов в видении ими конечного результата реформ, эти люди вносили свои "конструктивные" предложения в программу реформ и, в частности, в программу проведения приватизации. Однако, их цели, или точнее - цели тех людей, которые стояли за спинами этих "советников" кардинально отличались от утопических представлений "реформаторов-идеалистов". Это были абсолютно реальные цели - по возможности быстро, разрушить единый механизм функционирования народного хозяйства . Первым шагом к этой цели явился преступный сговор трех предателей, окончившийся развалом СССР. Разрушение системы экономических связей, выразившееся в возведении таможенных барьеров - это лишь один из ударов нанесенных единому производственно-экономическому механизму страны. Также, одним из орудий разрушения была программа приватизации, предпологающая максимальное дробление и расчленение некогда единых производственных комплексов . Некоторые западные экономисты предупреждали о возможных последствиях такого радикального и чрезвычайно ускоренного подхода к реформам. Поэтому эти "гарвардские" советники торопили наших "реформаторов" не давая им опомниться и проанализировать ход реформ. Нужно признать, что эти "советники", (в отличии от наших неразумных "реформаторов") поставленные перед ними задачи выполнили.

Отсутствие научного интереса заключается не в том, что тема не стоит того. Скорее всего, потому что за уголовное владением инвестиционных облигаций и инвестиций в приватизационные фондах, мошенничество акций капитала прокрутки через ряд компаний, которые будут пронесся следы остаются живыми людьми, и некоторые из них находятся среди нас. Тогда коммунистическое правительство Жана Виденова в последний год его правления начало первую волну массовой приватизации. Идея, на первый взгляд, благородна. Кто, если не коммунисты, которые всегда блуждают по социальной экономике, справедливо распределит среди обычных граждан социальные товары, построенные через социализм?!

Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику . Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы , земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант - коллективов).

Это сигнализирует о начале первоначального накопления капитала людей из коммунистической номенклатуры или КП, которые затем становятся активными участниками приобретения государственной собственности. По последнему механизму заводы покупают дорогостоящее сырье, а их продукция продается дешево, декапитализируются, попадают в долги и становятся легкой добычей, а затем приватизируются по бесценной цене. Финансовые ресурсы , накопленные этим и всеми другими незаконными способами , должны быть легализованы, и это именно то, что под видом массовой приватизации, когда огромные активы массово демонтируются.

Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.

В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.

Как и по каким формам происходит мошенничество граждан? Он начинается с покупки облигационных книг перед по цене от 5 до 5 левов от представителей приватизационных фондов. Облигации могут быть переданы, но закон запрещает это для добросовестных книг. Но эти представители обходят законодательные положения через так называемые контракты на авторизацию и консультации по вопросам массовой приватизации. Таким образом, уполномоченное лицо может представлять гражданина централизованных аукционов и приобретать акции по собственному усмотрению.

Ваучерная приватизация

Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы . Второй - заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.

Непонимание того, что делать с бонусами, также возложило на них возникающих инвестиционных посредников. Последний, чтобы побудить граждан подписать контракт на управление своими облигациями, громко обещал большой дивидендный доход. Это, конечно, была полная иллюзия. Кража акций приватизированных компаний - еще одна прямая форма мошенничества - осуществляется ложными доверенными лицами , «брокеры» или недобросовестными инвестиционными посредниками, которых было достаточно, чтобы представить оригинал или дубликат депозитарных расписок.

По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.

С их помощью они воспользовались незнанием и наивностью владельцев акций и предложили им выкупить депозитарные расписки по гораздо более низкой цене, чем фактическая стоимость одной акции. Или через откровенные фальсификации они перевели свои счета на чужие счета. Таким образом, десятки тысяч мелких акционеров оказываются в ужасе. Самое большое мошенничество и крах экономики. началось после приватизации предприятий. Приватизационные фонды уже являются акционерными обществами. После приобретения права собственности на наиболее привлекательные промышленные предприятия с облигациями граждан стоимостью не более одной десятой их реальной стоимости они в большинстве случаев переводят доходы от бизнеса или от продажи своих активов дочерним компаниям , им.

Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.

Что происходило на самом деле

Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами . Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других - в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.

Большое ограбление начинается с продажи машин, земли и зданий, присвоения банковских бизнес-счетов. Это также прекрасная возможность для отмывания денег. Средства приносят пользу членам совета директоров приватизационных компаний, близких к ним, а также бывшим директорам компаний, занимающихся их разграблением. Большинство фондов намеренно направляются на банкротство, а потери остаются для граждан. Или, акционерные общества , наследники фондов приватизации, трансформируются в различные коммерческие компании, меняют адреса своих штаб-квартир и состав совета директоров, в то время как вкладчики теряют свою долю в торгах.

Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.

Часто объявления об общих собраниях публикуются в газетах из других регионов, акционеры их не присутствуют и так медленно и медленно теряют свои права. Другой случай «жало» - это когда акционеры не вносят согласованные взносы вовремя. Им отправляется письменное уведомление , обнародованное в Государственном бюллетене, о котором никто не замечает. Таким образом, акционеры опускаются компаниями, теряя свои доли и все сделанные до сих пор взносы. Феномен Велико Тырново «Север Холдинг» и компании Алексея Канчева в старой столице.

Компания распределяет дивиденды своим акционерам только в первый год своего существования. В последующие годы прибыль резервируется для резервного фонда . В Велико Тырново есть рассказ о том, что везде, где «Северный Холдинг» потеет все позади. Компании была предложена первая волна, но схема приобретения была изобретена адвокатом Митько Миневым. Даже тогда растение не находится в цветочном состоянии, но приватисты заканчивают его. Кетмаш в убытке, инвестиции не производятся, наоборот.

Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу . Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.

Постепенно владельцы делятся с некоторыми производствами, в то время как продажи активов компании идут. Это последняя попытка какой-то продукции. В принципе, компания выигрывает от процентов и аренды. Г-н Статков о приватизации Болгарской морской флотилии снова заговорил несколько дней назад в связи со скандальным заявлением заместителя премьер-министра Валерия Симеонова, который объявил, что приватизационный контракт не соблюдается и даже намекнул на отмену сделки. прежде чем вдаваться в подробности дела, вспомним историю этой приватизации.

Результаты

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Это приватизационная продажа 70% капитала Болгарского морского флота Варна, покупная цена более 7 млн. Акций, что составляет 70% капитала навигационной компании, составляет 440 млн. Цена за акцию составляет около 58 левов. При определении суммы этих 70% были применены три метода оценки для 100% капитала. Согласно этим методам, Компания оценивалась следующим образом : по методу чистых активов - до 933 млн. Левов по методу дисконтирования чистых денежных потоков - до 466 млн. Левов и рыночным аналоговым методом - 620 млн.

Расчеты на 100 процентов. В рамках приватизационного контракта Стратегия приватизации Общества, принятая по предложению Совета министров Национальным собранием, закреплена, поскольку она является стратегической и подпадает под действие приложения 2 к Закону о специальной приватизации.

Несмотря на небольшую историю, приватизация успела пройти через множество различных этапов, в каждом из которых использовался свой подход.

Особенного внимания заслуживает ваучерная приватизация в России, которая стала одной из первых форм передачи государственного имущества в частную собственность. Данный формат существенно отличался от других, и несмотря на то, что цели у него были все те же, применялись совершенно другие методы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При этом многие и сегодня не до конца поняли, что представляет собой ваучерная приватизация и в чем заключаются ее особенности.

Особенности

Ключевыми особенностями ваучерной приватизации можно назвать следующие характерные черты:

  • Государственные предприятия для максимально быстрой продажи было принято оценивать только по остаточной балансовой стоимости, в связи с чем их рыночная цена сокращалась в несколько сот, а то и тысяч раз.
  • Разница между рыночной и балансовой стоимостью дополнительно усиливалась активной инфляцией. Различное имущество, которое передавалось в руки физическим и юридическим лицам, оценивалось в соответствии с его балансовой стоимостью еще до того, как произошел резкий инфляционный скачок.
  • Преимущественное большинство государственных предприятий приватизировалось посредством использования государственных льготных кредитов, то есть потенциальные собственники в принципе не вкладывали в предприятие собственные деньги.
  • Чаще всего частные лица, получающие в свою собственность предприятия, имели близкие отношения с руководящими органами, в связи с чем случайному человеку обзавестись таким имуществом было крайне сложно.
  • Проведение приватизации осуществлялось в такой период времени, когда преимущественное большинство людей были абсолютно безграмотными в финансовой сфере. В связи с этим людей, которые уже привыкли постоянно верить своему государству и правительству, жестоко обманули.
  • Огромнейшее количество людей, которые имели лишь небольшое количество акций, в конечном итоге остались ни с чем после проведения реорганизаций. В некоторых случаях проводили дополнительную эмиссию акций, что приводило к абсолютному отсутствию какой-либо значимости голосов мелких акционеров.

Для обеспечения приватизации предприятия, которые производили реальную продукцию на дорогостоящем специализированном оборудовании, отличались практически нулевой стоимостью рабочих мест, в то время как компании, работающие в офисах в сфере обслуживания, могли иметь стоимость рабочего места в несколько десятков тысяч долларов

Когда была проведена

Ваучерная приватизация проводилась на территории России в период с 1992 по 1994 годы. Официальная цель, которая была заявлена правительством в момент передачи различных предприятий в частные руки, являлась обеспечением максимального мощного класса собственников, в связи с чем многие государственные предприятия и другие виды бизнеса могли быть оформлены в частную собственность гражданами на абсолютно безвозмездной основе. Для обеспечения правильной передачи всего имущества создавался специализированный «ваучерный механизм».

Чтобы упорядочить процедуру массовой приватизации, а также исключить возможность какого-либо мошенничества, было принято решение разработать специализированный проект закона, обеспечивающего именные приватизационные счета и вклады. В соответствии с обновленным законодательством каждый гражданин России в государственном банке получил именной приватизационный счет, обеспечивающий ему право получения определенной части государственного или муниципального имущества на безвозмездной основе.

При этом стоит отметить тот факт, что по закону какая-либо передача таких счетов в пользу других лиц была запрещена, чтобы исключить возможность обмана обычных граждан различными мошенниками.

Однако в конечном итоге изначально справедливый и правильно рассчитанный механизм личных счетов решили упразднить.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что для проведения ваучерной приватизации пригласили более 200 специалистов из других стран, причем некоторые из них были кадровыми сотрудниками Центрального разведывательного управления США, а также лица, служащие в военной разведке. В конечном итоге некоторые из них были осуждены у себя на родине по той причине, что они, оставаясь государственными служащими, занимались незаконным обогащением с помощью приватизации в РФ.

Виды

Сама по себе ваучерная приватизация проводилась несколькими способами, каждый из которых отличался уже своими уникальными особенностями. В большинстве случаев все они были малоэффективными.

Пирамиды

Изначально задумывалось так, чтобы ваучерные пирамиды, более известные большинству как ЧИФы, обеспечивали максимально эффективное управление накоплениями обычных людей. Таким образом, гражданин не должен был отправляться самостоятельно на ваучер для покупки акций компании, и вся работа вместо него выполнялась ЧИФом, к которому он закреплен и который занимался массовой скупкой акций, в то время как гражданам обеспечивалась бы безбедная жизнь за счет дивидендов.

На практике фонды собирали активно ваучеры у населения, после чего принимали участие в чековых аукционах и занимались активной скупкой ваучеров действительно доходных предприятий. Дальше схема могла проводиться по разным вариантам.

В первую очередь, акции могли просто реализовываться с баланса инвестиционных фондов на баланс определенных организаций, которые находились под контролем влиятельных группировок в своем районе, причем реализовывались они по предельно низкой балансовой стоимости, а в фонде оставались номинальные активы для того, чтобы впоследствии его полностью ликвидировать.

Некоторые фонды просто занимались аккумулированием серьезных активов, которые позволяли им принять участие в ваучерных аукционах, и только потом уже самоликвидировались.

Бывало и так, что хозяева фондов создавали определенный пакет ваучеров, вследствие чего, хоть это и противоречило законодательству, продавали их директорам различных компаний, которые хотели получить ту или иную часть предприятия сразу. Директора компаний за счет того, что регулярно задерживали заработную плату своим сотрудникам и экономили средства множеством других методов, занимались активной скупкой таких пакетов, после чего уже на них выкупали акции своих предприятий.

Сами же ЧИФы, которые были обязаны обеспечить хранение ваучеров и обменивать их на акции, своей работой вообще не занимались, в связи с чем уже в скором времени все их быстро закрыли.

Чеки

Приватизационный чек представлял собой специальное государственное свидетельство, подтверждающее право собственности своего владельца на определенную часть государственной собственности, которая безвозмездно распределялась государством. Номинальная стоимость каждого такого чека составляла 10 000 рублей, поэтому сам он мог в дальнейшем использоваться как полноценное платежное средство, так как общий срок его реализации был ограниченным.

Ваучеры активно распространялись через отделение Сбербанка, но за каждую такую бумагу нужно было заплатить дополнительно 25 рублей. Чубайс на тот момент давал официальное объявление о том, что рыночная стоимость каждого ваучера будет равна двум «Волгам», что было просто невероятной роскошью для преимущественного большинства выходцев Советского Союза.

С точки зрения использованной модели приватизации номинальная стоимость ваучера в принципе не играла никакой роли, потому что этот документ только определял право на приобретение акций различных государственных предприятий в процессе их приватизации. При этом предусматривалось, что основная часть акций любой компании будет заменена исключительно на такие ваучеры.

Реальная стоимость данного документа непосредственно зависела от того, в каком состоянии находилась приватизация на том или ином предприятии. Таким образом, в одном месте можно было поменять ваучер только на 3 акции, в то время как в другом – на 300, то есть написать его номинальную стоимость можно было в принципе любую, и это никоим образом не сказалось бы на его покупательной способности.

Для хоть какой-то рационализации номинальной стоимости таких бумаг было принято решение привязать их к цене основного фонда на каждую единицу населения. Таким образом, распечатали приблизительно 150 миллионов ваучеров, каждый из которых имел номинальную стоимость в районе 10 000 рублей, то есть бумаги были распечатаны по одной на каждого гражданина России, включая несовершеннолетних и детей. Другими словами, если в семье было четыре человека, то им должно было быть предоставлено четыре ваучера. В общей сумме, соответственно, стоимость всех документов на страну достигала полутора триллионов рублей.

После того, как ваучеры впервые появились 01.10.1992, они еще неоднократно менялись свою стоимость, и в реальном выражении она приблизительно в два раза снизилась уже к середине следующего году. При этом в процессе расширения масштабов ваучеризации, а также учитывая количество объектов, которые можно было оформить в частную собственность, реальная стоимость ваучеров действительно приблизилась к номиналу на момент конца 1993 года.

В период 1993-1994 годов каждый месяц по всей стране проводилось приблизительно 800 чековых аукционов, вследствие чего приблизительно 70% от общего количества акций реализовали именно за ваучеры.

В реальности же обычные граждане имели не такое большое разнообразие вариантов того, как можно было использовать полученные ваучеры:

  • можно было просто продать полученные документ и получить за него небольшую сумму, которой могло хватить разве что на обеспечение проживания в течение одной-двух недель;
  • можно было купить акции определенных предприятий, включая те, в которых работал гражданин;
  • можно было передать бумаги чековому инвестиционному фонду, все из которых, как говорилось выше, в конечном итоге развалились.

Те же лица, которые имели достаточно большое количество ваучеров, могли принять участие в специализированных ваучерных аукционах для того, чтобы оформить в свою собственность акции государственных компаний.

В конечном итоге 99% обычных граждан не получили вообще ничего с ваучерной приватизации, что и было первоначально задумано теми лицами, которые организовали эту процедуру. Основная масса населения просто понятия не имела о том, что можно сделать с этими документами, в связи с чем их преимущественное большинство было передано в руки обыкновенных скупщиков. В связи с этим стоимость ваучеров постоянно сильнее и сильнее снижалась, в связи с чем к маю 1993 года составляла около 3-4 тысяч рублей.

Так как впоследствии бумаги сделали обезличенными, купить такой документ можно было в любом количестве.

В соответствии со статистическими данными приблизительно 60 миллионов граждан продали свои ваучеры обыкновенным спекулянтам, а это, ни много ни мало, 40% от общего количества выпущенных документов, и как в конечном итоге оказалось, этим людям удалось получить хоть что-то, так как на полученные деньги они могли приобрести какую-то одежду или бытовую технику

Аукционы

С технической точки зрения эти мероприятия должны были служить в качестве максимально простого и доступного инструмента, через который можно было бы реализовать приватизационные чеки населения. Принять участие в таком аукционе мог любой желающий, начиная от работников приватизируемой компании и заканчивая иностранными гражданами. Единственным условием было оплачивать покупаемые акции только ваучерами.

В связи с этим в преимущественном большинстве случаев информация о проведении приватизационного мероприятия просто утаивалась от большинства людей, причем, по сути, это даже не противоречило действующему законодательству, в связи с чем впоследствии практически никто так и не понес реального наказания.

Первоначально государственные предприятия могли передавать акции только путем приобретения их за ваучеры, но потом было принято просто «невероятное решение» — чиновникам дали возможность по своему усмотрению продавать определенную часть акций предприятий за деньги, вследствие чего крупные бизнесмены перестали заниматься скупкой ваучеров, а прост отдавали полную сумму нужным лицам и получали контрольный пакет акций какого-нибудь универмага или завода.

В связи с этим с течением времени от «ваучерных аукционов» не осталось ничего, кроме самого названия, потому что преимущественное большинство активов продавалось за реальные деньги. Даже принятый со временем указ президента, ограничивающий возможность приобретения акций за реальные деньги, не принес уже практически никакого результата, так как за счет связей в руководящем составе бизнесменам удавалось обходить любые запреты, и стремительный рост регулярных нарушений остановить было практически невозможно.

Последствия

В конечном итоге такой формат проведения приватизации привел к вполне ожидаемым для экспертов результатам, а именно:

  • Россия полностью перешла от социализма к капитализму;
  • в России появилось огромное количество «олигархов», которые получили в свою собственность крупные предприятия практически за копейки, а в некоторых случаях и вовсе за счет государства, то есть без какого-либо вложения собственных средств;
  • органы власти, крупный капитал и организованная преступность максимально сблизились между собой, сформировав своеобразный «синдикат»;
  • в глазах преимущественного большинства обычных граждан процедура приватизации была максимально скомпрометирована, и по сегодняшний день практически все граждане считают, что приватизация является нечестной, а ее итоги стоит «пересмотреть»;
  • приватизация привела к деиндустриализации страны, в связи с чем существенно сократился объем производства в обрабатывающей и легкой промышленностях.

Таким образом, проведение приватизации было осуществлено в предельно короткие сроки, и в итоге были удовлетворены интересы лишь определенных лиц, в то время как подавляющая часть населения осталась ни с чем. При этом в государственный бюджет поступила сумма, которая равнялась 0.5-1% годового бюджета всей страны.

Недостатки

С самого начала приватизация на территории России была достаточно противоречивой, так как ее формат включал в себя огромнейшее количество юридических пробелов. На тот момент уже было огромное количество стран, имеющих реальный опыт проведения приватизации, но таких масштабов, как в России, еще не было нигде.

В первую очередь, между Верховным Советом и Правительством никак не достигалось взаимопонимания о том, как именно будет осуществляться передача государственных предприятий частных лиц, а помимо этого активное влияние оказывали и различные лоббистские группы, главной целью которых было отстаивание интересов конкретных бизнесменов.

Понятие ваучерной приватизации

Определение 1

Приватизационный чек (ваучер) – это источник платежа при приватизации, ценная бумага на предъявителя, выпущенная государством, с помощью которой граждане Российской Федерации расплачивались за акции (паи) инвестиционных фондов.

Ваучерная приватизация является фактической приватизацией активов, которые относятся к общенародным.

В России ваучерная приватизация проводилась с 1992 года по 1 июля 1994 года. Реформаторами экономической системы страны она определялась ка первый шаг к передаче государственной собственности частным лицам.

Основные этапы правительственной программы приватизации

Программа приватизации делилась на два этапа:

  1. Ваучерный этап;
  2. Денежный.

На первом этапе ваучерной приватизации предполагалось, что в течение 3-4 лет большинство государственных предприятий должно было быть преобразовано в акционерные общества и распределено среди всех российских граждан. Масштабы такой приватизации и ограниченные сроки были беспрецедентны в истории экономики мира.

Правительство страны было нацелено на придание программе приватизации статуса «народной». Однако, все сложилось иначе, и общенародный характер перераспределения активов государства среди населения оказался имитацией. Каждый гражданин России, в том числе новорожденные и люди пенсионного возраста, получили приватизационный ваучер, дающий право на владение частью государственного имущества.

Стоимость одного ваучера составляла 10000 рублей. Данная сумма денег по тем временам равнялась половине стоимости отечественных «Жигулей». Приватизационной программой предусматривалось, что в 1993 году население сможет продать ваучеры, получив за них наличные деньги, или же обменять на акции приватизируемых компаний. В результате, либерализация цен и, движущаяся быстрыми темпами, инфляция в скором времени привели к обесцениванию ваучера настолько, что к завершению 1993 года за 10000 рублей можно было приобрести всего лишь 3-4 бутылки водки.

Предусматривалось несколько моделей приватизации. Основной из них была схема, при которой руководство и работники предприятия объявляли о закрытом акционерном обществе. Акции подобных компаний не выставлялись на рынок. Руководящее звено предприятия фактически устанавливало контроль над ним и в большинстве случаев скупало те акции, которые были распределены между рабочими. В результате, хотя и некоторое количество акций предприятий, попавших под приватизацию, распределились между множеством небольших акционеров, сумма реальных владельцев бизнеса выросла незначительно.

Таким образом, все граждане России на некоторое время стали кандидатами на владение собственностью, а затем стало очевидно, что большинство из них не может получить доступ к бывшим государственным активам.

Следующий этап приватизации следует сразу после завершения ваучерной приватизации и заключается в распродаже крупных активов государства за «живые деньги». Осенью 1995 года открылись залоговые аукционы. Они работали по принципу передачи государством во временную собственность крупным коммерческим банкам своего контрольного пакета акций в высокодоходных компаниях, например, нефтяные компании, «Норильский никель» и др. Взамен долей государства банками должны были предоставляться ссуды правительству для финансирования бюджетных расходов. В течение определенного времени государство должно было вернуть ссуды банковскому сектору. В случае невозврата ссуд, государственные пакеты акций переходили кредиторам в собственность. Таком образом, объясняя срочной необходимостью пополнения бюджета, многие компании государственного сектора перешли в руки немногочисленных бизнесменов, которые имели тесные связи в правительстве.

Результаты ваучерного периода приватизации в России

Всего за период ваучерной приватизации было распродано более 16 тысяч государственных компаний. На конец 1994 года посредством ваучерных сделок около 70% всей национальной промышленности оказалось в частной собственности. Также перешла в руки частных лиц значительная часть объектов малой приватизации. К ней относились более 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе и т.п. В большинстве регионов малая приватизация завершилась в конце 1994 года. К этому же времени образовалось около 20 тысяч обществ акционерного типа на базе средних и крупных компаний.

Трудовые коллективы получили от государства несколько вариантов льгот. Значительная часть населения (около 75%) выбирала акции. Предполагалось, что данная форма собственности помогала избегать установления контроля извне над предприятиями. Однако, данный вариант не ознаменовался успехом, поскольку все акции скупались руководством компаний. Почти треть всех ваучеров распродалась за бесценок при помощи чековых инвестиционных фондов. 22 миллиона граждан заключили сделки с подобными фондами. В результате ваучеры, которые были внесены в инвестиционные фонды, не принесли никаких доходов, поскольку данные организации в скором времени прекращали свою деятельность. В этой ситуации работники становились владельцами акций лишь на короткий промежуток времени.

Замечание 1

Главный итог ваучерной приватизации заключался в переходе от командно-административной модели экономики к рыночной. Государство лишилось монополии большинства сфер национального хозяйства. Весь процесс занял всего пару лет. Ваучеры эффективно уничтожали существующую экономико-социальную систему. А при разрушении прежних основ не происходило роста экономики.

Итогом ваучерного этапа приватизации являлось большое число частных собственников, которые, в большинстве случаев, не были ответственными и эффективными предпринимателями, не имели представления о специфике отрасли. В первую очередь собственников волновало получение прибыли, а не производство и качество услуг.

Большие надежды возлагались на денежный этап приватизации, при котором предполагалось сглаживание недостатков и исправление ошибок, допущенных при выпуске и продаже ваучеров.

Когда началась приватизация жилья в россии

Предыстория

Как все начиналось

  • «малая» приватизация.
  • ваучерная приватизация,
  • денежная приватизация.

Первой ласточкой легальной приватизации в России стала так называемая «малая» приватизация. Она стартовала в 1992 году. Под «малую» приватизация подпадали магазины, кафе, ателье, столовые и рестораны — объекты будущего малого бизнеса. Первыми были проведены аукционы в Нижнем Новгороде, за ними подтянулись другие крупные города России. Именно «малой» приватизации принадлежит заслуга «первопроходца» в деле разгосударствления собственности. И именно она сформировала благоприятную среду для последовавшей за ней приватизации ваучерной.

Ваучер – это ценная бумага, которая обычно выдаётся на предъявителя и наделяет её владельца правом в определённый срок поменять эту бумагу на блага, указанные в условиях ваучера. В переводе с английского языка Voucher (звучит как «ваучер») – это «поручительство, расписка».

В России, когда происходил переход к рыночной экономике (начало 90-х годов прошлого века), имела место быть так называемая «ваучерная приватизация», основателями которой стали Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. Каждый гражданин РФ получил приватизационный чек, также называемый «ваучером», номиналом 10 000 рублей.

Слово и Дело

На эти чеки можно было приобретать акции государственных предприятий, которые проходили приватизацию. Большинство жителей России воспользовались этими ваучерами весьма неразумно, обменяв их на бутылку водки, а более разумные граждане скупали ваучеры и приобретали на них акции Газпрома и других гигантов. Один ваучер в то время оценивался в 500 акций Газпрома. Рыночная стоимость подобного пакета в 2007 году уже достигала примерно 180 000 рублей.

Ваучер в туризме

В туризме ваучеру досталось своё особое значение. Туристическими компаниями «ваучер» используется в качестве средства доказательства взноса оплаты за турпутёвку. Собственно, сам ваучер и является путёвкой. Ваучер в туризме представляет собой документ, который выдаётся иностранным туристам при расчёте с туристической фирмой, на основании этого документа туристы получают оплаченное обслуживание.

Ваучер в недвижимости

Ваучер в недвижимости представляет собой особый доверительный документ, его активно используют в документации недвижимости. Правда в этой области он является неким контрольным талоном, чеком приватизации, предназначенным для целевого приобретения различных ценных бумаг, ограниченных сферой недвижимости.

Ваучер для устройства на работу

Помимо всего прочего, ваучер может представлять собой специальный документ, который выдаётся человеку для устройства на работу. Например, такой документ может выдаваться модели в её агентстве для работы в каком-нибудь проекте. Этот документ содержит информацию об объёме и обязательном графике работы модели.

История приватизации предприятий в России: лихие 90-е

История приватизации в России уходят корнями в 90-е года прошлого века, когда переход с советской плановой на рыночную экономику требовал передачи части государственного имущества в частную собственность.

Предыстория

По факту, приватизация крупных предприятий началась еще в конце 80-х. Вот только знали об этом лишь избранные…

Своеобразным стартом для нее стал Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», принятый в 1988 году. Другой, более точной и четкой нормативной базы для приватизации на тот момент не существовало, и передача предприятий в частную собственность осуществлялось на основании постановлений самых разных властных органов, так что реальные масштабы приватизации того времени не известны. Хотя по данным Организации экономического сотрудничества и развития, к 1992 году, когда были приняты изменения к новому закону «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», в частных руках чиновников госаппарата уже находились порядка 2000 крупных промышленных предприятий.

Как все начиналось

Легальная приватизация в государственных масштабах началась с 1992 года. К этому моменту в стране уже были приняты законы и постановления, определяющие порядок и алгоритм приватизации хозяйственных субъектов для населения (Закон РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», Закон «О собственности в РСФСР», Указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год» и т.д.). И в целом программа приватизации была разделена на три стадии:

  • «малая» приватизация.
  • ваучерная приватизация,
  • денежная приватизация.

«Малая» приватизация: первая ласточка легальной приватизации

Первой ласточкой легальной приватизации в России стала так называемая «малая» приватизация. Она стартовала в 1992 году. Под «малую» приватизация подпадали магазины, кафе, ателье, столовые и рестораны — объекты будущего малого бизнеса. Первыми были проведены аукционы в Нижнем Новгороде, за ними подтянулись другие крупные города России. Именно «малой» приватизации принадлежит заслуга «первопроходца» в деле разгосударствления собственности.

Приватизация в России

И именно она сформировала благоприятную среду для последовавшей за ней приватизации ваучерной.

Ваучерная приватизация: история в деталях

Идея ваучерной приватизации была взята не из воздуха. К тому моменту, как необходимость приватизировать госимущество в России стало насущной необходимостью, подобный опыт уже испытали на себе многие страны бывшего соцлагеря. Особенно воодушевлял руководителей нашей страны опыт чековой приватизации в Чехии. Именно после его успешного завершения Комитетом по собственности Верховного Совета РСФСР было предложено использовать в России для разгосударствления специальные платежные средства. Специально под программу бесплатной массовой приватизации был создан Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», предлагающий открытие в Сберегательном банке для каждого совершеннолетнего гражданина РФ специального приватизационного счета. Средства с этого счета могли использоваться только на приобретение акций предприятий.

К июню 1990 года были приняты уже все необходимые для этого законы, однако активный этап приватизации начался только спустя два года. «Раздумья» правительства, возможно, длились бы дальше, но свою роль сыграла памятная речь Б.Н. Ельцина, в которой он сказал легендарную фразу: «Мы слишком долго обсуждали, необходима ли частная собственность. Тем временем партийно-государственная элита активно занималась личной приватизацией. Их размах, предприимчивость и лицемерие поразительны. Приватизация в России идет уже длительное время, но неупорядоченно, спонтанно, часто на криминальной основе. Сегодня нужно перехватить инициативу, и мы намерены это сделать».

К сожалению, все пошло не совсем по плану. Вместо приватизационных счетов, летом 1992 года были введены приватизационные чеки (ваучеры), а модель массовой приватизации по типу «все взять и поделить» на практике оказалась далеко не лучшим вариантом для нашей страны. Однако, как утверждают и российские и зарубежные эксперты истории приватизации 90-х, форсированное разгосударствление собственности стало для России единственной возможностью быстро, хотя и довольно болезненно, перейти к рыночной экономике.

В 1994 году в Москве на один ваучер можно было получить порядка 700 акций «Газпром».

Денежная приватизация: начали за здравие, кончили за упокой

Денежная приватизация должна была стать логическим продолжением приватизации ваучерной. Предполагалось, что в рамках этот этапа акции предприятий могли бы продаваться уже не за ваучеры, а за деньги. Предприятия для приватизации определялись Правительством РФ в плановом порядке.

Фактически денежный этап передачи государственной собственности в частные руки начался в 1995 году и планировался как постепенный процесс. Основной его целью стало пополнение порядком истощившегося государственного бюджета и привлечение инвестиций в уже приватизированные компании. Планировалось также, что пакеты акций будут выставляться на аукционы, но…

Сложная политическая и экономическая ситуация отпугивала потенциальных инвесторов, поэтому привлеченных на данном этапе инвестиций было совершенно недостаточно, чтобы должным образом развивать приватизированные предприятия. Промышленность, переданная в частные руки встала, производство практически сошло на нет. Грянул дефолт 1998 года. Нельзя сказать, что стадия денежной приватизации оказалась провальной, но большей части поставленных целей она так и не достигла.

Итогом более чем десятилетней истории приватизации в России стали:

·9,7 миллиардов долларов, полученные государством от продажи 145 тысяч российских предприятий,

·так и не изжившее себя социальное недовольство несправедливым переделом госсобственности.

P.S. Интересен тот факт, что Aнатолий Борисович Чубайс, стоявший у истоков приватизации, до сих пор остается успешным политиком, сохраняя при этом рекордно низкий политический рейтинг.

В) концепции ваучерной модели приватизации

г) китайской модели приватизации

5. Первый этап приватизации в России осуществляется…

а) через закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу

Б) с помощью ваучеров

в) через акционирование государственных предприятий

г) через открытую продажу государственной собственности населению

6. Концепция второй модели приватизации основывается на…

а) продаже государственных предприятий по рыночной стоимости

б) соблюдение социальной справедливости в отношении всех слоев населения

В) продаже акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях

г) предоставлении налоговых льгот иностранному капиталу

7. Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме…

а) именного документа

Б) документа на предъявителя

в) записей в регистрационном журнале

г) компьютерной регистрации

8. Частично бесплатная форма приватизации построена на методе…

а) приватизации через именные счета

б) тендера

в) аукциона

Г) ваучерной приватизации

9. В законе Российской федерации о приватизации абсолютно преобладающей с незначительными оговорками признается…

а) продажа государственного имущества

Б) бесплатная передача государственной собственности

в) льготный выкуп предприятий

г) сдача предприятий в аренду

10. Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется…

а) в ослаблении роли профсоюзов

б) в акционировании предприятий

в) в привлечении иностранных инвестиций

Г) в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды

Начало приватизации

В Российской федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное…

А) с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий

б) с анализом конъюнктуры рынка

в) с формированием минимальных монопольных цен

г) с формированием естественных монополий

12. К формам приватизации не относится…

а) платная

б) бесплатная

в) частично бесплатная

Г) государственная

13. В условиях недостаточности денежного капитала у населения целесообразно применять такой метод приватизации, как…

а) аукцион

б) целевая продажа

в) тендер

Г) ваучерный

14. Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло на…

а) фондовом рынке

б) рынке труда

в) денежном рынке

Г) товарном рынке

15. Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется…

а) счетной палатой

б) регистрационной палатой

В) антимонопольным комитетом

г) президентом Российской федерации

16. Основой бесплатной приватизации может быть…

а) аренда

б) тендер

в) аукцион

Г) ваучер

17. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда…

а) население имеет значительное количество денежного капитала

б) необходимо найти эффективного собственника

В) население не имеет достаточного количества денежных средств

г) имеется возможность притока в страну иностранного капитала

18. Самой управляемой программой массовой приватизации считается модель…

А) российская

б) польская

в) венгерская

г) чешская

19. Одним из достоинств ваучерного метода приватизации является…

а) равенство доходов граждан страны

Б) равенство возможностей граждан страны

в) непременное повышение эффективности производства

г) непременное повышение эффективности собственников

20. Наиболее масштабная программа приватизация по охвату государственных основных фондов и населения прошла…

а) на Украине б) в России

в) в Латвии г) в Венгрии

21. Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации в течение…

а) шести месяцев

Б) трех лет

в) десяти лет

г) двух месяцев

22. В России не запрещено (а)

а) формировать соглашения товаропроизводителей

Похожая информация:

Поиск на сайте:

В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий — продажей на аукционах; крупных — преобразованием в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
  2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определенных негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у "теневиков". Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:

  1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;
  2. отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;
  3. если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к.

    Приватизация предприятий в России

    в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;

  4. приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;
  5. предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;
  6. значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Значительный интерес представляют принципы, заложенные в программу приватизации 1998 г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано большое количество случаев перепродажи предприятий, массовая скупка акций перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился передел собственности.

Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности является постепенное сокращение числа мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.

Государственная собственность все же сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности использования собственности путем увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений "новых" собственников со "старыми" управленцами могут способствовать жесткая правовая позиция государства, организация широких программ обучения руководства крупных предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев.

"Особенности приватизации в России" и другие материалы по теме "Макроэкономика"

Другие публикации этой рубрики

20 лет назад с введения Ельциным указа о приватизационных ваучерах стартовала кампания грабежа населения правящей верхушкой

Если ваучеры обезличили, значит, это кому-то было нужно!

"Комсомольская правда", 16.08.2012

Евгений Черных


Исторический кадр: гражданин России Борис Ельцин получает свой кровный ваучер. Интересно, он тоже распорядился им бездарно или получил-таки свою долю госсобственности?…
Фото: РИА "Новости"

20 лет назад Борис Ельцин подписал указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" Есть разночтения по поводу даты судьбоносного указа. Уточняю: автограф на документе Ельцин поставил 14 августа, а спустя неделю, 21-го, он вступил в силу. Кто ж тогда знал, что с этого указа начнется отсчет черных августов новой демократической России?

ПО ДВЕ "ВОЛГИ" В РУКИ!

Хорошо помню то время. Нам говорили, что россияне, наконец, станут собственниками. На деле, а не на словах, как при коммунистах. Для этого всю общенародную госсобственность новая демократическая власть оценила. И поделила между всеми жителями от мала до велика. На гражданина РФ пришлось по 10 тысяч тогдашних рублей. Однако вместо денег каждому вручили красивую хрустящую бумажку на эту сумму. Приватизационный чек, названный на польский манер ваучером. Не бесплатно, между прочим. За ваучер пришлось платить 25 рубликов. Мелочь, конечно, на фоне десяти тысяч. Но в масштабах страны…

А чтобы бестолковому народишку понятно было, какое счастье ему привалило на халяву от реформаторов, младой рыночный гений Чубайс заявил: ваучер, де, стоит две "Волги"! Знал, хитрец, на что бить. "Волга" была мечтой советского человека. На них в СССР обычно начальники ездили.

Я перед этим купил двенадцатилетнюю "Волгу". В Праге, где работал собкором "Комсомолки". По чешским дорогам старушка еще бегала, да и бензин там был получше. Но как вернулся на родину в 92-м, начала ломаться беспрестанно.

А тут как раз ваучеры раздавать стали. Моей семье аж ВОСЕМЬ новых "Волг" досталось. Спасибо благодетелю Чубайсу! Но автомобилями долю общенародную не выдавали, увы. Даже захудалыми "Москвичами". Ваучеры надо было выгодно вложить куда-нибудь, чтобы получить долю с фабрик, заводов, газет, пароходов и жить припеваючи. И стал я думать, гадать, как бы обернуть эти чеки в реальные ценности. За три года моей загранкомандировки на родине многое поменялось. Сама страна другой стала. И строй общественный сменился. Пытался со знакомыми посоветоваться. Но те сами ломали головы, что делать с ваучерами. Все были в полном раздрае. А время поджимало. Не вложишь ваучер — гикнется. В конце концов отдал семейную часть общенародной собственности в разрекламированный фонд "Гермес". Его начальник (фамилию запамятовал) такие горы золотые обещал, Чубайс в подметки не годился.

А сосед деревенский, Федорыч, на бутылку водки свой ваучер променял. Он в экономике кумекал. При Брежневе сельпо заведовал.

Я жалел Федорыча. Эх, сглуповал мужик! Но в глаза ему об этом не говорил, чтоб не расстраивать. Сам же ждал от "Гермеса" обещанных солидных дивидендов. Новую "Волгу" купить для начала планировал. Старую замучился ремонтировать. Но дивиденды были копеечные. А лукавый "Гермес" предложил выгодную схему: еще денежек доложи, позже на ваучеры получишь квартиру. А у меня два сына подрастают. На семейном совете решили — новая "Волга" подождет. Чай, не начальник, поезжу и на старой. Надо о жилье детям думать. Доложил денежки вдобавок к ваучерам.

А вскоре "Гермес" пропал. С моими кровными тысячами и ваучерами. Как и масса других чековых инвестиционных контор, фондов с громкими названиями, клявшихся гражданам превратить их ваучеры в золотой дождь.

Я уже с уважением думал о Федорыче. Бывший торгаш хоть бутылку получил. А я остался на бобах. На старой "Волге", да еще с убытком. Как и многие соотечественники.

Понимаю теперь: мои ваучеры вместе с миллионами других, собранных лукавыми "Гермесами", скупленных за водку, сахар и копейки у доверчивых граждан, попали в багажники "Жигулей" и всплыли на аукционах по скупке акций других гигантов советской индустрии, построенных усилиями всего народа. И концов моих ваучеров уже не найти у новых хозяев жизни типа Кахи Бендукидзе, пересевших вскоре с "Жигулей" на Мерседесы и персональные самолеты. (По легенде, Бендукидзе привез 130 тысяч ваучеров на аукцион по продаже акций "Уралмаша" именно в "Жигулях". Говорят, поднялись на ваучерах и другие будущие олигархи — Дерипаска, Фридман, Богданов и отчасти Потанин. Знали ребята, когда и куда вложить мешки обезличенных приватизационных чеков!)

Но как, как честное демократическое руководство страны смогло обвести меня вокруг пальца? Сами власти, отцы приватизации позже пеняли таким, как я, бедолагам: мол, сами виноваты, оказались неэффективными менеджерами, упустили золотых рыбок из рук. И "Волги".

ДАЕШЬ УСКОРЕННУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ!

И лишь недавно известный экономист Андрей Илларионов, хорошо знающий либерально-реформаторскую кухню, толково объяснил бестолковому журналисту, почему я со своими ваучерами остался у разбитого корыта.

— Мало кто уже помнит, знает, но в 1991-м Верховный Совет России, Съезд народных депутатов приняли закон "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР". (Я Илларионову поверил, но на всякий случай проверил. Сам-то не помнил, поскольку в 1991-м еще в Праге работал. Действительно, был такой закон. По нему каждый гражданин России должен был получить именной приватизационный счёт, на который зачислялись денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам! — Е.Ч.) Инициатором и одним из авторов закона был Петр Сергеевич Филиппов, председатель подкомитета по приватизации в Верховном совете РФ. Когда Чубайса поставили на приватизацию в правительстве, между ним и Филипповым начались жесткие споры. В конце концов в этой борьбе Чубайс "съел" своего коллегу и соратника по питерскому клубу "Перестройка".

На мой взгляд, с именными счетами Филиппова приватизация в России проходила бы медленнее, но справедливее. И дала бы возможность многим людям принять участие в процессе при понимании ими того, что они делают. Ваучеры, акции, инвестиционные фонды — все это было новое, непонятное для подавляющего большинства народа, вышедшего из СССР. Требовались усилия и время, чтобы разобраться, что к чему. Однако новая власть выбрала тактику кавалерийского наскока: быстрей, быстрей! Чтобы никто не успел опомниться и понять, что происходит.

Приватизация жилья: как это было?

Ускоренная приватизация оказалась для этого идеальным вариантом.

"Съев" Филиппова, Чубайс изящно провернул позже операцию по замене уже узаконенных именных счетов безымянными ваучерами. Дождался августа 1992-го, когда депутаты ушли на каникулы. И Ельцин подписал указ о ваучерах.

— В чем смысл операции?

— Тогда, согласно чрезвычайным полномочиям, данным Съездом президенту, указ Ельцина вступал в силу, если в течение одной недели его не отвергал Верховный Совет. За неделю вызвать депутатов с каникул в Москву голосовать против ваучеров было физически невозможно. На это и рассчитывал Чубайс. Так ловким приемом принципиально были изменены идеология приватизации и ее законодательство.

Когда осенью депутаты вернулись в столицу, они поняли, как цинично обманула и оскорбила их исполнительная власть — правительство и президент, которым они предоставили чрезвычайные полномочия. Но было уже поздно. В любой демократической стране такие действия были бы расценены как тяжелейшее преступление против конституционного строя и привели бы к немедленной отставке виновных. Но только не в России.

Только сейчас появились т.н. "объяснения". Мол, Сбербанк тогда не был готов к введению именных приватизационных вкладов, поскольку технически это было сложно делать. Но технические сложности — не основание для нарушения закона. Сложно сделать за год? Делайте три года. Кто вас торопил? В Польше массовую приватизацию стали проводить через 6-7 лет после начала реформ. В Китае после 30 с лишним лет реформ массовая приватизация до сих пор не начата. И, кажется, нельзя сказать, что реформы и там и там оказались неудачными. Скорее, наоборот.

— И где сейчас Китай и где Россия в экономике? Небо и земля.

— Закон есть закон. А ложь и обман — из другого репертуара. Они лучше всего демонстрируют, какой была сущность людей, проводивших приватизацию.

Обратите внимание на дату введения ваучеров и начала ваучерной приватизации — 1992 год. Сбережения граждан, накопленные за предшествующие годы и десятилетия, в том числе и бабушкины похоронные, тогда были фактически уничтожены. У подавляющего большинства народа не осталось средств для участия в приватизации. Они стали нищими. Отказавшись от какой-либо компенсации вкладов в Сбербанке, Гайдар показал: частная собственность граждан для него не значит ничего. Это была его принципиальная мировоззренческая позиция, не имевшая ничего общего ни с либерализмом, ни с приверженностью элементарному правопорядку, защищающим частную собственность. Вклады граждан — это частная собственность. Они были у десятков миллионов граждан. Эту частную собственность ликвидировал ряд правительств — не только гайдаровское. Но легализовал ее уничтожение, отказавшись от каких-либо компенсаций, Гайдар. Отказавшись от признания внутреннего государственного долга (вклады в Сбербанке), Гайдар одновременно признал внешний государственный долг, тем самым продемонстрировав двойной подход к двум группам кредиторов российского государства и свои преференции.

— Фактически был нанесен удар по огромному слою народа, будущему среднему классу. Который считается опорой любого демократического государства. И не все после этого удара поднялись.

— Увы, так и было. Плюс дикая инфляция в 1992-м и последующие годы. В этот момент и стала проводиться приватизация. Возникает вопрос: не потому ли так торопился Чубайс, что прежние сбережения большинства населения были уничтожены, а новые — создаваемые в новых условиях — еще не появились? Если бы проводить приватизацию несколько лет спустя, как это сделали в Польше, то были бы другие собственники. Похоже, что момент и способ приватизации, фантастический цинизм, которым она сопровождалась, немало говорит о том, кто ее проводил и для чего"


Ваучер в натуре. За него обещали всем по две "Волги". Но многие получили лишь дырки от волговской баранки.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ЗАВОД ЗА ГРОШ

Для чего проводилась ускоренная ваучерная приватизация, мне стало ясно при чтении секретной записки, направленной тогдашнему председателю Правительства РФ В.С.ЧЕРНОМЫРДИНУ.

"АНАЛИЗ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ". (Приведу лишь короткие выдержки.)

"Первого июля 1994 г. завершился период чековой приватизации в РФ. Государственная Дума в своем постановлении №378-1 от 9 декабря 1994 г. признала его итоги неудовлетворительными. Прежде всего, это выражается в недополучении Россией значительной части доходов из-за просчетов в стратегии и тактике приватизации. Общая номинальная величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных фондов России на конец 1991 г. (без жилых зданий — 1650 млрд руб. по ценам того времени). Но к октябрю 1992 г., когда началась выдача ваучеров населению, цены в процессе либерализации повысились в 20 раз… Таким образом, общая номинальная величина ваучерного фонда изначально была в 20 раз меньше стоимости основных фондов. Скупая и перепродавая крупные партии ваучеров, чековые инвестиционные фонды фактически обеспечили передачу государственной собственности новым реальным владельцам за бесценок. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд долл. были фактически проданы за бесценок — около 7,2 млрд долл. США.

По сути произошло крупнейшее в истории России разбазаривание государственной собственности, что само по себе явилось одним из источников кризиса и заложило основы многочисленных будущих конфликтов, направленных на передел собственности. Начальник Отдела писем и приема граждан Администрации Президента России М.А.Миронов (исх. А4-8353 от 22.11.94) указал на основе анализа 4200 писем, что во многих письмах, касающихся темы приватизации, звучат выражения типа "очередной обман".

"Лотерейная" специфика избранного в России варианта "ваучерной" приватизации (состоявшая в том, что с самого ее начала отсутствовала ясность в отношении того, какие государственные активы выделены для реализации за чеки), не приведя к формированию рациональной корпоративной структуры, сформировала у большинства населения устойчивое (и небезосновательное) убеждение в том, что его не столько наделили собственностью, сколько как раз экспроприировали.

Цели приватизации искажались некомпетентными и умышленными действиями и в Центре, и на местах, что резко криминизировало ситуацию. Многочисленные перекосы в процессе ее форсированного проведения, не обусловленного Законом о приватизации, существенно подорвали основы российской государственности, ослабили национальную безопасность."

Автор секретной записки, новый глава Госкомимущества Владимир Полеванов, сменивший ушедшего на повышение Чубайса, предлагал Черномырдину воздержаться от форсированного проведения второго этапа, а создать прежде комиссию по анализу и исправлению допущенных просчетов первого этапа. И поручить кураторство Госкомимущества, занимавшегося приватизацией, другому человеку.

"Поскольку большая часть ответственности за упущения I этапа лежит на Первом Заместителе Председателя Правительства А.Б.Чубайсе, он объективно не заинтересован в искоренении недостатков и будет пытаться проводить прежнюю, во многом дискредитировавшую себя линию в области приватизации."

Записка премьеру ушла 18 января 1995 года. А через неделю уволили самого Полеванова. Чтоб не путался под ногами у Чубайса и других "прихватизаторов." И трех месяцев не пробыл он во главе Госкомимущества. Хотя сам Ельцин поставил Амурского губернатора, далекого от московских игр, на этот важный пост.

— Формальные показатели ваучерной приватизации впечатляли, — вспоминает Владимир Полеванов. — Около 60 процентов отечественных предприятий к концу 1994г. стали негосударственными, 40 миллионов россиян — акционеры. По массовости Россия заметно обогнала страны бывшего соцлагеря — я специально заказывал анализ. В той же Польше, где "рыночный менталитет" был куда выше нашего, за три года приватизировали лишь 30 процентов госпредприятий, в Венгрии — не более 20. Кстати, у бывших братьев по соцлагерю ваучеры с самого начала были именными, в них закладывалась реальная, а не символическая стоимость имущества. Поэтому менять их на бутылку водки или килограмм сахара никому и в голову не приходило. А у нас именно так очень многие, если не большинство "акционеров", распорядились своими чеками.

Но что стояло за высокими темпами и невиданными масштабами российской приватизации? Госимущество продавалось фактически за бесценок. Лихорадочно. Своим. В нарушение даже тех убогих законов, которые тогда были. "

Вскоре начались пресловутые "залоговые аукционы", отдававшие в руки олигархов за бесценок жемчужины советской промышленности типа "Норникеля". Народ в них уже не участвовал даже формально. Указ про эти аукционы Ельцин тоже подписал в августе. 1995 года. Затем последовала властная финансовая пирамида ГКО, дефолт в августе 98-го. И много чего еще…

Как-то бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев сказал мне, мол, главная причина расстрела Ельциным Белого дома в 1993-м — не допустить отмены парламентом ваучеров и возвращения именных счетов. Признаться, я тогда не поверил своему бывшему главному редактору, бравшему меня на работу в "Комсомолку". Простите, Геннадий Николаевич! Теперь, после встреч с Илларионовым, Полевановым, верю.

А вот многочисленным заявлениям реформаторов, что они спешили с приватизацией, закрывали глаза на ее нечестность лишь потому, что боялись реванша коммунистов — не верю. Это такое же лукавство, как две "Волги" за ваучер. Если трезво проанализировать ход "демократических реформ", которые проводились якобы для создания в России многочисленного и могучего слоя собственников, среднего класса, то увидим на деле совсем иную картину.

Те реформы устроили ради того, чтобы всенародная собственность, унаследованная от СССР, поскорее перекочевала за гроши к узкой группе продвинутой коммунистической номенклатуры, которой советская идеология мешала жить как на Западе. Плюс обслуживавшим ее представителям спецслужб и назначенным олигархам, которых в народе прозвали "кошельки Семьи". Недавно блеснула надежда, что справедливость, пусть и с запозданием, восторжествует наконец. Обещали взять налог с тех, кто нажился на неправедной приватизации. Как в Англии после приватизации мадам Тэтчер. Планировали ввести налог на роскошь для новых хозяев жизни. Стращали также уголовными статьями энергетиков — птенцов Чубайса, спрятавших капиталы в оффшорах. Мы поверили, проголосовали за справедливость. А после выборов на "приватизационном налоге" власти поставили крест. Про обещанные посадки птенцов Анатолия Борисыча тоже не слыхать. А налог на роскошь для нуворишей, похоже, обернется налогом на недвижимость, который ударит в основном по простым владельцам квартир и домов. Жизнь продолжается.

А начало процессу сказочного обогащения продвинутой коммунистической номенклатуры положил 20 лет назад лукавый указ Ельцина о безымянных ваучерах, отменивший закон об именных приватизационных счетах.

error: